Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Офшорный блицкриг провалился…

Офшорный блицкриг провалился…
Владимир МАНЬКО, политический эксперт. 

Скандал вокруг материалов по так называемой черной бухгалтерии Партии регионов разгорается. Обнародована небольшая часть материалов, названо лишь несколько фамилий фигурантов. Но даже этого достаточно, чтобы понять нечто важное.

Политическая коррупция существовала в Украине в астрономических размерах. На выборах олигархат финансировал весь спектр политических партий и проектов, которые имели хоть какой-то вес от правых до левых; от сторонников Белокаменной к сторонникам Капитолийского холма; от тех, кто за частную собственность, к тем, кто за государственную, и так далее. Таким образом олигархи страховали собственные политические риски. В результате, кто бы ни побеждал на выборах, они будут вынуждены выполнять их волю.

Изменить эту позорную ситуацию и отсечь политикум от олигархов пытался Майдан. Но удалось ли? К сожалению, не до конца.

На сегодня мы имеем уже второй подобный скандал: сначала офшоргейт, теперь черная бухгалтерия. Эти скандалы имеют общее основание. Они подтверждают, что в Украине существует практика не только экономической офшоризации, но и политической. При чем здесь офшоры, спросите? А где еще можно прятать такие астрономические суммы для выплат политикам, о которых говорится в материалах о черной бухгалтерии ПР? 

В отличие от экономической офшоризации, политическая еще более губительна для страны. Потому предприниматели все же создают определенную добавленную стоимость, платят налоги, дают работу людям. Офшоризация же политическая ничего этого не предусматривает. Ибо сутью ее является покупка политиков или покупка мест в списках для таких политиков. Именно так, судя по "амбарной книге" ПР, и произошло с партией "Батькивщина". 

Для чего создавать какую-то добавленную стоимость? Здесь все проще - деньги делаются из политики и там же используются, чтобы сохранить власть. Вот почему в декларациях некоторых лидеров мышь может от голода сдохнуть, а по факту видим совсем безбедную жизнь. Неудивительно, что Олег Ляшко пытался сработать на опережение и еще до обнародования черной бахгалтерии заявил, что если в этих записях будет его фамилия, то это неправда и только попытка отвлечь от офшорного скандала и избежать создания в Раде комиссии по этому вопросу. Хотя на самом деле желающих создать такую комиссию, но с более широкой формулировкой - "о политической коррупции" после обнародования записей о расходах соратниками Януковича должно стать намного больше.

В "панамских бумагах" фигурируют до 165 украинских фамилий. Среди них есть те, которые связаны с политиками Тимошенко и Ляшко. Например, Иван Шкрум (отец депутата от "Батькивщины" Елены Шкрум) и Ольга Куровская (жена депутата от Блока Юлии Тимошенко Ивана Куровского). А это уже наталкивает на мысль о финансировании этих политиков и их политических сил именно из офшоров. Интересно, совпадают ли фамилии политиков офшоргейта с фамилиями из материалов по черной бухгалтерии? Посмотрим! Тем более что часть фамилий сейчас изучают в НАБУ. Но вероятность велика.

У меня большое сомнение, что Петра Порошенко пугает создание ВСК по офшорам и политической коррупции. Похоже, что обвинения в его адрес лопнули как мыльный пузырь. Еще одним аргументом, что глава государства не нарушал закон, как утверждали журналисты- расследователи Дмитрий Гнап и Анна Бабинец, стало заключение международной юридической фирмы Baker & McKenzie. Юристы уверяют, что корпоративная реструктуризация "Рошена", которая состоялась перед передачей доли Петра Порошенко в слепой траст, осуществлена в соответствии с украинским законодательством. 

Реструктуризация "не предусматривала каких-либо переводов денежных средств из Украины за границу", - говорится в заключении Baker & McKenzie. Приобретение акций иностранных компаний происходило "как обмен ... акций на украинские корпоративные права". Также в Baker & McKenzie пришли к выводу, что для приобретения фондом П. Порошенко акций кипрской компании и вклада в ее капитал долей в украинской компании не нужны какие-либо лицензии НБУ или Минэкономики.

Таким образом, заключение международной юридической фирмы опровергает распространенную ранее и не соответствующую действительности информацию о якобы выводе фондом Порошенко или вывозе в чемоданах около 4 млн евро на приобретение акций кипрской компании.

Заключение всемир-но-известной юридической компании, которая не станет торговать своей безупречной репутацией, не идет ни в какое сравнение с заключениями кипрского адвоката российского происхождения Елены Константиноу. Именно на ее мнение ссылается журналист Дмитрий Гнап. Правда, ее заключение вряд ли можно назвать объективным. Народный депутат Владимир Арьев проанализировал страницу Елены Константиноу в социальных сетях и утверждает, что привлеченная Дмитрием Гнапом эксперт ненавидит Украину, симпатизирует Путину, приветствовала аннексию Крыма и поддерживает террористов на востоке. Не могу не согласиться с Владимиром Арьевым, что с таким же успехом можно было бы "прямо к российскому премьеру Медведеву обратиться - тот в офшорных схемах понимается как никто".

Единственный вопрос, который меня волнует: почему до сих пор никто не обратился к Независимому медийному совету, чтобы дать оценку второй серии расследований о президентских офшорах Дмитрия Гнапа и Анны Бабинец? Для этого достаточно было заявления экспертов из фильма Александра Почкуна и Леонида Антоненко, которые сразу сообщили, что работа Гнапа и Бабинец и их участие в фильме является обычной манипуляцией. Кто заказал эту манипуляцию? Возможно, это также станет предметом рассмотрения парламентской ВСК? Я не удивлюсь, если ниточка потянется в Кремль.

Создание такой ВСК нужно даже не столько для того, чтобы наказать настоящих фигурантов офшорного скандала и "героев" черной бухгалтерии. Слишком слабая доказательная база. Нужна публичная чистка, чтобы словосочетание "политическая коррупция" стало анахронизмом ...

Справка "КП"

Владимир Манько - политический эксперт, директор Communication group. Закончил Киевскую государственную академию водного транспорта.