Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Директор донецкой региональной дирекции "СГ "ТАС" Артур Шаймухаметов: "Использование транспортного средства без полиса "автогражданки" в Украине запрещено"

Директор донецкой региональной дирекции
Фото: Фото БУНОВСКОГО Константина

  На вопросы читателей "КП" ответили директор донецкой региональной дирекции "СГ "ТАС" Артур Шаймухаметов, первый заместитель по продажам компании "ТАС" Елена Парицкая и инспектор отдела профилактической работы УГАИ ГУМВД Украины в Донецкой области Алексей Лысенко

 - Какие изменения произошли в порядке контроля за техническим состоянием автомобиля?

Лысенко: - У нас порядок контроля за автомобилями есть на линии у инспекторов. А вообще в связи с отменой техосмотра у нас больше контроля, как такового, нет. Дальше у нас осуществляется контроль перед тем, как человеку заключить договор обязательного страхования, получить полис. Он должен пройти контроль технического состояния на сертифицированной станции технического обслуживания. Как контролируется этот вопрос – это больше вопрос к страховщикам.

 

- Правда ли, что с отменой техосмотра покупать полис "автогражданки" уже не обязательно? 

Лысенко: - Нет, не правда. Согласно Правил дорожного движения (п.2.1-г) владелец транспортного средства должен иметь при себе действующий договор обязательного страхования. Проверяется он инспекторами  при совершении любого административного правонарушения. Инспектор вправе потребовать от водителя предоставления водительского удостоверения, технического паспорта на автомобиль и полиса действующего договора обязательного страхования.

- Имеет ли право инспектор ГАИ остановить автомобиль только для проверки наличия страхового полиса?

Лысенко: - Только для проверки полиса – нет. Этому должно сопутствовать любое административное правонарушение. У нас есть действующие операции – 12 оснований для остановки транспортного средства. И проводится специальная операция "Документ". В рамках проведения операции "Донкумент" у нас предусмотрен контроль всех документов. Тогда мы можем остановить автомобиль и попросить водителя предъявить страховой полис вместе с остальными необходимыми документами на управление. Т.е. проверить полис мы можем только при проведении спецоперации, либо при совершении административного правонарушения.

- После отмены техосмотра страховые компании столкнулись с тем, что люди не хотят страховать свои автомобили. Как Вы решаете эту проблему?

Шаймухаметов: - Я бы не сказал, что не хотят… Просто некоторые наши граждане плохо осведомлены о действующем законодательстве. На сегодняшний день, кроме тех пунктов в Правилах дорожного движения, существует еще Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств". 21-я статья гласит о том, что использование автотранспортного средства, которое подпадает под действие этого закона без полиса "автогражданки" в Украине запрещено. К сожалению, некоторые наши автовладельцы, узнав об изменениях, связанных с отменой техосмотра, посчитали, что заключать договор на страховку не обязательно. Техосмотр являлся основным фактором контроля наличия полиса "автогражданки". Человек приезжал проходить техосмотр, и инспекторы требовали наличие полиса "автогражданки". Техосмотр был отменен. И мы уже заметили, что многие наши страхователи перестали лонгировать эти полисы. Конечно же, они столкнутся (это только вопрос времени) либо с инспектором ГАИ, который потребует предъявить этот полис, либо (не дай Бог) случится ДТП и риски не будут покрыты, но выяснится отсутствие полиса "автогражданки" и, соответственно, будет штраф. Точную сумму не скажу, но он превышает среднюю стоимость полиса.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

Лысенко: - На сегодняшний день штраф за отсутствие страхового полиса составляет от 425 до 850 гривен.

Шаймухаметов: - А по нашей статистике стоимость среднего полиса в Донецкой области составляет около 200 гривен. Это годовой полис автогражданской ответственности. В самом Донецке – порядка 450. Т.е. самый дорогой полис в среднем стоит меньше, чем штраф за его отсутствие.

Лысенко: - Причем, это единоразовая выплата. А штраф же могут составлять не один раз. И два, и три раза в день. Сколько раз водитель будет остановлен и у него не окажется полиса.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

- Что собой представляет полис "автогражданки"? Он заключается как договор? На какой срок?

Шаймухаметов: - Это договор страхования, который заключается на срок до 1 года. Есть краткосрочные, есть годовые полисы. До недавнего времени полисы были трех типов. Очень многие люди считают, что полис "автогражданки" подорожал в октябре месяца. На самом деле он не подорожал. Просто сейчас, согласно законодательству, необходимо оформлять полис "автогражданки" первого типа. Это был самый дорогой полис из трех. На сегодняшний день заключается договор одного типа. Этот договор заключается между гражданином Украины (хотя и не резиденты тоже его заключают при въезде в Украину) и страховой компанией, имеющей соответствующую лицензию на этот вид деятельности. И по этому полису при наступлении гражданско-правовой ответственности застрахованного лица, управляющего застрахованным транспортным средством, возникает обязанность страховой компании в пределах страховой суммы компенсировать, нанесенный третьим лицам, ущерб. На сегодняшний день это 50 тысяч гривен по  ущербу, нанесенному имуществу. Причем, он ограничен до 5 лиц. К примеру, произошло ДТП. 5 участников. Виновник один, с нашим полисом ОСАГО. Мы платим 5 участникам ущерб до 50 тысяч гривен. Если ущерб превышает 50 тысяч гривен, значит, на 50 тысячах останавливается выплата. В дальнейшем они через суд вправе требовать компенсацию свыше уже у непосредственного страхователя. И по жизни и здоровью – 100 тысяч гривен на одного потерпевшего без ограничения количества потерпевших.

- С какого момента начинается действие страхового договора? Если человек сегодня приобрел полис, а завтра попал в аварию, ему будет выплачиваться компенсация по договору?

Шаймухаметов: - Как только договор оплачен, с начала следующих суток он вступает в действие. И в течение одного года действует ответственность страховой компании.

- Насколько снизилось количество заключенных договоров по "автогражданке" после отмены техосмотра?

Шаймухаметов: - Мы пока не вели статистику. Эту тенденцию мы заметили только во второй половине октября. Сейчас стали подводить итоги месяца и уже видим снижение количества полисов. Я не скажу, что это снижение полисов глобальное. Но есть такая тенденция. Учитывая, что договоры страхования  длятся один год, и когда этот закон начал работать в Украине, у основной массы застрахованных лиц полисы датируются концом года. В ноябре мы увидели это снижение. Это не очень хорошо. Во всем мире "автогражданка" - это вид страхования, который во всем цивилизованном мире работает. И без него использование транспортного средства, как объекта повышенной опасности, является незаконным. В нашей стране этот вид страхования внедрялся несколько лет. Количество застрахованных транспортных средств каждый год увеличивалось. Т.е. была всегда позитивная динамика, и не хотелось бы, чтобы эта динамика ослабевала, потому что, на самом деле, это очень серьезная ответственность.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

 - А сотрудники ГАИ отмечают снижение количества автовладельцев, у которых есть страховой полис?

Лысенко: - Раньше при проведении техосмотра мы требовали у каждого полис гражданской ответственности. На сегодняшний день мы его, практически, не требуем. Только если возникают спорные, конфликтные ситуации, либо в случае факта ДТП. В этом случае он вообще обязательный для предъявления. А вообще, статистики по отсутствию страховых полисов мы не ведем. С учетом того, что сейчас со всех сторон у нас идет уменьшение административного давления на граждан. У нас убрали количественный показатель. Мы с инспекторов уже не требуем составления административных материалов. Только в случае грубых нарушений и аварийно-опасных ситуаций. Только в этом случае составляем административные протоколы.

- После отмены техосмотра ГАИ фактически никак не может контролировать техническое состояние автомобилей?

Лысенко: - Каждому инспектору теперь вменили в обязанность, если он видит технически неисправное транспортное средство, которое он может визуально определить, он вправе задержать этот автомобиль. И дальше по необходимости в зависимости от того, какая степень неисправности, составляется либо административный материал за использование данного неисправного транспортного средства, либо это транспортное средство может быть доставлено на штрафплощадку.

- Если у водителя есть действующий полис старого образца. Обязательно ли ему переоформлять на новый, чтобы иметь возможность пользоваться европротоколом? Нужно ли доплачивать за переоформление? 

Шаймухаметов: - Если полис выписан до 19.09.2011, то для того, чтобы ему использовать упрощенную систему регулирования, так называемый европротокол, необходимо все-таки полис переоформить. При этом человек доплатит разницу в стоимости. Стоимость такая же, мы просто добавим к его неиспользованной сумме доплату до полного года страхования. Если же полис приобретен после этой даты, то он уже должен получать европротокол.

- Работает ли европротокол сегодня и в чем заключаются особенности его использования?

Шаймухаметов: - На сегодняшний день мы пока еще фактически не урегулируем события по европротоколу. Хотя, порядок действует, бланки европротоколов мы выдаем своим страхователям. На сегодняшний день осталось не урегулировано несколько вопросов.  В частности, сумма ущерба, до которого можно оформлять европротокол. Рабочая цифра на сегодняшний день – это 10 тысяч гривен. Т.е. если есть 2 участника ДТП, они полностью понимают, кто виновен. Виновная сторона признает, что он виновен, жертв нет, имуществу нанесен ущерб небольшой – до 10 тысяч гривен, в этом случае, как это действует во многих странах мира, они могут оформить европротокол. Так называемый бланк упрощенного оформления и подать эти документы в течение трех дней в страховую компанию. В этом случае необязателен вызов сотрудников ГАИ на место происшествия. Мы часто видим, когда в Донецке, таком крупном городе, образуются довольно большие пробки, потому что произошло ДТП, участники ждут сотрудника ГАИ, ведется оформление места происшествия.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

- Если в возникшем ДТП виновен человек, который имеет ваш полис "автогражданки", вы выплачиваете ему страховку?

Шаймухаметов: - Если у вас наша "автогражданка", вы виновны в ДТП и возможно нанесли ущерб третьим лицам, то вашу гражданскую ответственность покрываем мы. Для того, чтобы покрывать ущерб, нанесенный вашему транспортному средству, вам необходимо приобретать полис КАСКО, т.е. страхование именно своего транспортного средства.

- А полис КАСКО обязательный для автовладельцев?

Шаймухаметов: - Нет, он не обязательный. Это добровольный вид страхования.

- Где можно получить европротокол и как им воспользоваться?

Шаймухаметов: - Европротокол – это бланк упрощенного оформления ДТП. Получить его необходимо у своей страховой компании. Когда к нам приходит клиент и оформляет полис автогражданской ответственности, с его экземпляром полиса мы выдаем ему бланк европротокола. Если он использовал свой бланк европротокола в течение срока действия, он может обратиться в страховую компанию и получить при предъявлении нашего действующего полиса ему выдается новый бланк.

- Какую защиту дает полис ОСАГО?

Шаймухаметов: - Теоретически это 5 пострадавших по имуществу. Лимит по каждому по 50 тысяч гривен. Т.е. это 250 тысяч гривен по имуществу. И неограниченный лимит по жизни и здоровью – по 100 тысяч на пострадавшего.

- Стоит ли покупать полис в автомобилях, стоящих у дорог? Говорят, они там дешевле…

Шаймухаметов: - Стоимость полиса у законопослушных компаний должна быть одинакова, потому что стоимость полиса утверждена законодательно. Есть определенные коэффициенты – повышающие, понижающие. Они едины для всех компаний. Если говорить о том, что стоимость полиса везде одинаковая, то речь может идти только о каких-то незаконных, необоснованных скидках. Я не могу сказать, что плохо покупать полисы в автомобилях, стоящих у дороги, потому что это, по большей части, страховые агенты компании, которые могут ходить к клиенту пешком, могут ездить в собственном автомобиле, а могут стоять в разрешенном месте и продавать. Фактически ничего плохого в этом нет. Но, приходя в офис компании, вы знаете четко, что вы оформляете полис правильно. Для многих страхователей это является большей гарантией надежности этого полиса. Но на самом деле, если полис на необходимом бланке, с необходимыми печатями, он дает ту же защиту. На сегодняшний день мы очень часто сталкиваемся с вопросом необоснованно высокого комиссионного вознаграждения агентам. Очень часто это комиссионное вознаграждение агентам высокое, то, которое превышает ограниченное законом – 15% вознаграждение для агентов. Оно предоставляется именно агентам, которые работают на автомобилях. Наверно, это связано с тем, что человек тратит бензин, учитывается износ его транспортного средства. Но рынок так складывается, что мы очень часто замечаем такие вещи. Поэтому если компания практикует продажу через такие каналы, как агенты на автомобилях, при этом использует законодательно разрешенный уровень комиссионного вознаграждения, я ничего в этом плохого не вижу. Но если мы сталкиваемся с завышенным уровнем комиссионного вознаграждения, как это бывает на самом деле, значит, страховая компания не формирует необходимых резервов. Соответственно, это очень рисковый вид страхования. Мы все прекрасно знаем, что ДТП у нас происходят ежедневно и их очень много. Мы ежедневно получаем в Донецкой области около 30 заявлений о наступлении страхового события. И мы уже сказали, какие суммы ответственности – 50 тысяч гривен по поврежденному автомобилю. И очень часто мы платим именно 50 тысяч гривен, потому что ущерб составляет либо 50, либо более. Это серьезный вид страхования, который требует адекватных страховых резервов у страховой компании. И какая-то неправильная комиссионная политика может экономически подрывать эту страховую компанию и не давать гарантию выплаты клиентам.

 

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

- Как выбрать надежную страховую компанию?

Шаймухаметов: - Страховой полис обязан сработать в любом случае. Есть моторно-транспортное страховое бюро Украины, которое гарантирует эти выплаты. Компании, которые продают эту "автогражданку", являются членами этого бюро, делают туда определенные взносы. Выбор страховой компании человек может производить различными способами. Я бы рекомендовал, в первую очередь, обращать внимание на присутствие это компании в месте, где он находится. Чтобы по любому вопросу можно было обратиться в своем городе, чтобы можно было прийти в офис компании, к своему специалисту, который тебя обслуживает, который оформляет и продажу этого полиса, и если что-то случилось, ему можно заявить о наступлении страхового события. Так что первое – это присутствие страховой компании рядом. Второе. Стоит обратить внимание на какие-то финансовые показатели. Свои финансовые данные любая крупная, уважающая себя компания, публикует на своем сайте. Есть тематические сайты о страховании. Там публикуются ежегодные, ежеквартальные рейтинги страховых компаний – по активам, по капиталу и т.д. Если у компании достаточный капитал – десятки, сотни миллионов гривен – это уже говорит о надежности. Т.е. нужно выбирать компанию с большими активами, с большим капиталом. И, наверно, надо не сильно обращать внимание на отзывы, которые есть в интернете. Это мое мнение, потому что на самом деле в нашем бизнесе очень часто бывают недовольные клиенты. Это связано ни с каким-то некорректным поведением со стороны компании, а скорее с тем, что человек не знает условий договора, очень часто человек страхует за 200 гривен свою ответственность – получает "автогражданку", а считает, что это страховка КАСКО – страховка его автомобиля. Если случается повреждение его автомобиля, он приходит в страховую компанию, он уверен, что ему должны выплатить. На самом деле это просто некоторая неграмотность наших страхователей. Но негативные отзывы они могут оставить об этой компании. Абсолютно не заслуженные, на самом деле. Кроме того, у крупных страховых компаний есть PR- служба, которая самостоятельно может тоже очень активно вести себя в интернет-пространстве, оставлять какие-то отзывы. Поэтому, на это не стоит особо обращать внимание. Разве что отзывы друзей и знакомых, которые пользовались услугами компании.

- Что особенного компания "ТАС" может предложить автовладельцам?

Шаймухаметов:- Наша компания уже очень давно специализируется на автостраховании. В частности, страхование гражданской ответственности – это, наверно, наш основной вид страхования. Учитывая, что у нас такая специфика, у нас существует собственная служба урегулирования, что немаловажно, потому что в этом сегменте ряд страховых компаний не очень крупных. Они очень часто обслуживание своих застрахованных лиц в случае наступления страхового события могут передавать каким-то ассистирующим компаниям. Мы имеем собственную службу урегулирования. Мы представлены в более, чем 400 городах Украины. Если говорить о Донецкой области, то это все города с населением более 20 тысяч. Т.е. клиент может обратиться непосредственно в офис страховой компании. Круглосуточный call-центр абсолютно бесплатный, куда клиент может позвонить, задать вопрос, заявить о ситуации, получить консультацию, помощь. Служба аварийных комиссаров, которая обслуживает ДТП круглосуточно. Это, наверно, те плюсы, которые могут нас отличать. Все эти процессы мы настраиваем максимально под потребности клиента. При одинаковой стоимости полиса клиент будет выбирать ту компанию, где он получит лучший сервис и будет уверен в качественном исполнении страховой компанией своих обязательств. Это мы стараемся нашему клиенту и предоставить. На сегодняшний день Донецкая область, как одна из самых густонаселенных, дает рекордные показатели и в "автогражданке". Это можно сказать и о суммах сборов страховых компаний и о суммах выплат. В разрезе нашей компании на сегодняшний день по результатам 10 месяцев по Донецкой области мы собрали порядка 15 миллионов гривен платежей по автогражданской ответственности и выплатили уже около 7 миллионов по страховым событиям, которые наступили по этому виду страхования. Это хороший показатель по рынку. Он свидетельствует о том, что компания выполняет свои обязательства в полном объеме.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

Парицкая: - Есть очень мало компаний на сегодняшний день, которые могут предоставить такую услугу по обязательному страхованию автогражданской ответственности, как наша компания. Я говорю о том, что мы с недавнего времени не дожидаемся постановления решения суда, а производим выплату непосредственно при получении первичной справки. Естественно, если нет каких-то спорных моментов. Когда там четко видно, кто виновник, кто нарушитель, все согласны по экспертизе с размером ущерба, то наша компания не затягивает процесс урегулирования. Получив необходимые документы, мы составляем акт. И если раньше у нас сроки выплаты по гражданской ответственности из-за того, что мы ждали в течение месяца постановление суда, то выплачивали мы в течение 2 месяцев. Сейчас мы решение суда не ждем. Только от наших страхователей и пострадавшей стороны зависит быстрота. Если весь пакет документов качественно собран, составлены акты, то в течение месяца происходит выплата. И, кроме того, для клиента важны условия страхования. Есть такое понятие, как франшиза. Это часть ущерба в денежном выражении, которая не возмещается при выплате, при страховом возмещении. Во многих компаниях она составляет 1 тысячу гривен, у кого-то 500, у кого-то 800 гривен она может составлять. В нашей компании при заключении договоров страхования гражданской ответственности нулевая франшиза. Т.е. весь ущерб, который нанесен третьим лицам в пределах страховой суммы выплачивается полностью, без всяких удержаний. Причем, в нашей компании нулевая франшиза не ведет к увеличению стоимости полиса. Т.е. стоимость полиса в компаниях, где есть франшиза и нашего с нулевой франшизой находится на одном уровне.