Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Акушер-гинеколог Ирина Акимова: "Частота бесплодных браков в Украине растет"

Акушер-гинеколог Ирина Акимова:
Фото: Фото БУНОВСКОГО Константина

  "В УКРАИНЕ 20% БЕСПЛОДНЫХ СУПРУЖЕСКИХ ПАР"

- Насколько сейчас актуальна проблема бесплодия?

Акимова: - Проблема бесплодия в настоящее время актуальна в нашей стране и во всем мире в связи с тем, что бесплодный брак во всем мире чрезвычайно распространен. Частота его достигает 29-30% в мире. В Украине насчитывается до 20% бесплодных супружеских пар, т.е. каждая пятая супружеская пара имеет проблему с деторождением. И это, безусловно, неблагоприятно сказывается на демографической ситуации в нашей стране. У нас до сих пор сохраняется отрицательный прирост населения. Это обусловлено низкой рождаемостью и высокой смертностью. И это приводит к отрицательному приросту населения. И решение проблемы бесплодного брака в значительной степени поможет улучшить демографическую ситуацию в нашей стране.

- Ирина Константиновна, а как эту проблему можно рассмотреть в динамике? Скажем, лет 10 назад количество бесплодных пар было меньше? И, если – да, то чем можно объяснить сегодняшнюю ситуацию?

Акимова: -   Да, действительно, частота бесплодных браков растет. Растет не только в нашей стране, но и во всем мире. Это связано, может быть, в меньшей степени с экологической ситуацией, а в большей степени с тем, что молодежь рано начинает половую жизнь, беспорядочные половые связи, смена половых партнеров. Все это ведет к распространению инфекций, которые передаются половым путем, к воспалительным заболеваниям и женской половой сферы, и мужской половой сферы. И, в конце концов, это  заканчивается развитием бесплодия – как мужского, так и женского. Если раньше превалировала частота женского бесплодия, а мужское бесплодие наблюдалось редко, то сейчас до 40% в структуре бесплодного брака составляет мужское бесплодие.  

- Как в этом отношении Донецкий регион выглядит на фоне всей Украины?

Луцик: - На фоне всей Украины Донецкая область выглядит неплохо. Если говорить о технологиях лечения, то это все началось в Донецке. Все эти центры, которые сейчас организованы в Киеве, а также частные центры, которые находятся и в Донецке – выходцы из донецкого регионального центра охраны материнства и детства. Поэтому, Донецкая область, в принципе, выглядит неплохо по оказанию помощи. А если говорить о частоте бесплодия, то здесь нет такой тенденции, что мы или впереди или сзади – приблизительно цифры остаются одинаковыми на всей территории Украины.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

- Валерий Валентинович, а каковы основные причины бесплодия? Вы уже сказали об инфекционных заболеваниях, а кроме них, какие еще причины бывают?

Луцик: - Если продолжить – инфекционные заболевания, и как следствие – женское бесплодие. В частности, это трубный фактор, когда трубы непроходимы. Но, в основном, это ранние сексуальные отношения.

- А какие методы лечения существуют? Разрабатываются ли какие-то новые методики?

Луцик: - Данные методики были разработаны в донецком региональном центре охраны материнства и детства. Сейчас на базе нашего центра выполняется государственная программа лечения бесплодия за бюджетные средства. Еще в 2004 году был принят данный приказ. В частности, это лечение женского бесплодия трубным и трубно-перитониальным фактором. Т.е. непроходимость или отсутствие маточных труб. Данным женщинам выполняется экстракорпоральное оплодотворение.

 - Скажите, что нужно для того, чтобы попасть в государственную программу ЭКО?

Луцик: - Ну, во-первых, я еще раз повторюсь о причине: отсутствие или непроходимость маточных труб. Государственная программа предусматривает только этот фактор. Возраст – до 40 лет. Женщина должна обратиться в донецкий региональный центр охраны материнства и детства в отделение диагностики и лечения бесплодного брака. Она становится к нам на учет, обследуется. После этого вся документальная часть отправляется в министерство здравоохранения, где принимается приказ и разрешается женщине проводить данную попытку за бюджетные средства. Эта программа длится с 2005 года.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

- Сколько женщин попадает в эту программу?

Луцик: - Когда начиналась эта программа, то в Украине под нее было  задействовано два центра – это донецкий и Ивано-Франковск – Прикарпатский центр репродукции человека. Каждый из центров обслуживал до 350 женщин. Но, например, к нам обращались не только из Донецкой области. У нас были женщины из 14 областей Украины. В 2009 году уже были организованы 4 центра – к Донецку и Ивано-Франковску примкнул Харьков и Киев. И с прошлого года организовались еще 2 центра – это Одесса, и второй центр в Киеве. К сожалению, финансирование данной программы осталось на прежнем уровне, на таком, как было в 2007-2008 годах, невзирая на то, что был мировой кризис и цены выросли на несколько порядков. В частности, государство приобретает препараты для лечения. Это очень дорогостоящие препараты. В зависимости от этого и уменьшается количество женщин, которые могут пройти лечение по данному виду бесплодия. Если в 2008 году у нас было 424 попытки, в 2009 году – 378 попыток, в прошлом году уже было 278. В следующем году будет только 120 попыток. На эти 120 попыток сейчас к нам придут препараты, и мы будем выполнять. А нуждающихся в таком лечении женщин очень много. К сожалению, проблема XXвека  остается проблемой и XXIвека.

- А сколько было успешных попыток?

Луцик: - В абсолютных цифрах я не могу сейчас сказать, но стабильно это 42-45%. К сожалению, данный вид лечения – это не стопроцентный вид лечения. Но цифра довольно высока, она приравнивается к мировым и европейским стандартам.

- Вы сказали, что для ЭКО нужны дорогостоящие препараты. Это гормональные препараты?  Не несут ли они негативного воздействия на организм женщины?

Акимова: - Да, это все препараты гормональные.  Но это гормоны естественные. Современные препараты чаще всего это рекомбинантные препараты, т.е. препараты, которые получают методом генной инженерии. Это абсолютно чистые человеческие гормоны. Гормоны, которые вырабатываются гипофизом человека. Единственное, что применяют их в значительно больших, чем физиологические дозы. Это делается для того, чтобы в яичниках при стимуляции их выросла не одна яйцеклетка, как в физиологическом цикле ( потому что этого недостаточно для этого метода лечения), а большее количество яйцеклеток. И с этой целью применяются значительно большие дозы этих гормонов. Влияние этих препаратов на женский организм, безусловно, оценивалось. И проведение этого метода лечения не оказывает существенного отрицательного влияния, хотя бывают осложнения при применении этих препаратов. Осложнение, такое не очень благоприятное – называется синдром гиперстимуляции яичников, когда наступает непрогнозируемый ответ яичников на вводимые препараты. Это нельзя предугадать. Это индивидуальный ответ каждой женщины. Но осложнение нечастое,  наблюдается в 3-5%. Все это лечится в условиях стационара, никаких летальных исходов не наблюдается при этом. Но такое осложнение бывает.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

- Как происходит отбор женщин, которые хотят попасть в государственную программу? В порядке "живой" очереди или по каким-то показаниям?

Луцик: - По факту обращения. Но если говорить обо всей Украине, то Донецкая область занимает лидирующее положение. Наши женщины, как бы ни обижались, но максимум они ждут 8 месяцев от момента постановки на учет до производства данной попытки экстракорпорального оплодотворения. Я считаю, что это очень маленький срок, потому что, допустим, люди, приезжающие из других областей, в частности, из Днепропетровска, рассказывают, что там они ждут до 3 лет. У нас все это лояльно: пожалуйста, приходите, становитесь на учет.

Акимова: - Они должны обследоваться, обследование это проводится в соответствии с приказом министерства здравоохранения. Есть перечень анализов, которые сдать оба супруга, выявляется наличие противопоказаний. Если женщина страдает какими-то заболеваниями, состоит на учете, допустим, у терапевта, эндокринолога. ВИЧ инфицированные, психические больные не подлежат такому лечению по государственной программе. Если нет противопоказаний, то их приглашают на комиссию облздравотдела, комиссия облздравотдела подтверждает их участие в этой программе и направляются документы в министерство здравоохранения. А вот там уже иногда приходится ждать.

- Вы сказали, что женщины ставятся на учет только до 40 лет…

Акимова: - Это по государственной программе. Согласно приказу министерства мы имеем право включать женщин в возрасте только до 40 лет. Это репродуктивный возраст. Старше 40 лет – вероятность наступления беременности значительно снижается. Если вы хотите после 40 лет, то за свои деньги.

- Насколько вообще опасно рожать женщине после 40 лет? И какой критический возраст?

Акимова: - Ну, вы, наверно, знаете, что и в 58 лет… Последний случай в Киеве был, беременность у женщины наступила путем экстракорпорального оплодотворения. Но, дело в том. Что активный репродуктивный возраст – до 40 лет. После 40 лет уже истощается фолликулярный резерв яичников. Т.е. запас яйцеклеток, которые необходимы для наступления беременности, у женщины значительно сокращается. Поэтому и вероятность наступления беременности значительно снижается. Это уже так называется переменопаузальный период, когда идет перестройка гормональной системы женщины. И в этот период стимулировать яичники, наверно, не совсем правильно. Если все-таки наступает необходимость в беременности у этих женщин (разные бывают ситуации), то очень часто приходится прибегать к такому методу, как донация ооцитов. Т.е. брать яйцеклетки у других женщин, оплодотворять спермой мужа этой женщины, выращивать до определенной стадии, а затем переносить в матку этой женщины. Но для того, чтобы она выносила эту беременность, необходима заместительная терапия специальными гормонами. Для того, чтобы она смогла доносить эту беременность до срока. Существует и такая программа – донация ооцитов. Но она не входит в государственную программу. Это если женщина желает, то за ее собственные деньги.

 

"ПОСЛЕ 40 ЛЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ РОЖДЕНИЯ НЕПОЛНОЦЕННОГО РЕБЕНКА ВОЗРАСТАЕТ"

- Каков риск родить неполноценного ребенка у женщин после 40 лет?

Акимова: - Безусловно, вероятность родить неполноценного ребенка, после 40 лет возрастает. Потому что накапливается генетический "багаж" наследственной патологии к этому времени. И эти женщины обязательно подлежат генетическому обследованию. И даже не старше 40 лет, а старше 35 лет.

- А какие самые распространенные патологии у детей, рожденных женщинами в возрасте, могут проявиться?

Акимова: - Хромосомные заболевания – это болезнь Дауна, болезнь Шерешевского, болезнь Клайнфелтера. Бывают и генные патологии, которые менее распространенные, но тоже встречаются.   

- А есть ли какие-то возрастные ограничения для мужчины?

Луцик: - Нет. К сожалению, у женщин происходит истощение яичников.

Акимова: - А у мужчины сперматогенез идет на протяжении всех жизни. 

- Валерий Валентинович, сколько стоит искусственное оплодотворение?

Луцик: - В нашем центре проводится как государственная программа, так и экстракорпоральное оплодотворение за собственные деньги пациентов. У нас самая дешевая цена – работа стоит 8 тысяч гривен. Самое дорогостоящее в этой программе – это препараты. Но эти препараты пациенты приобретают самостоятельно в аптечной сети. В сумме это получается 21-22 тысячи гривен.

Акимова: - Цена может колебаться в зависимости от того, какое количество медикаментов пойдет конкретно этой женщине. Одной женщине может пойти, допустим, 20 ампул, другой – 40. От этого зависит и цена.

 - Есть ли противопоказания для проведения ЭКО?

Луцик: - да, конечно, есть. Это ВИЧ инфицированные и люди с психическими отклонениями. Онкологические заболевания. Существует определенный перечень противопоказаний.

Акимова: - Любые заболевания экстрагенитальные, т.е. которые не касаются половой сферы в стадии обострения. Это и болезни сердца, это тяжелая степень гипертонической болезни, это заболевания почек, особенно в стадии декомпенсации, это эндокринные заболевания, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы – опять-таки, в стадии декомпенсации.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

 - Почему при ЭКО чаще рождаются двойни и тройни? Можно ли этого избежать, если семейной паре нужен один ребенок?

Луцик: - Да, этого можно избежать. К сожалению, лет 10 назад тенденция была такова, что производился перенос более 3 эмбрионов в полость матки, что могло приводить к наступлению многоплодной беременности. Сейчас пересмотрены и мировые показания к этому. Сейчас переносятся 1-2, максимум 3 эмбриона. Во избежание развития многоплодной беременности.

Акимова: - Чем больше перенесешь, тем выше вероятность наступления беременности, потому что далеко не все эмбрионы приживаются. И поэтому старались перенести побольше для того, чтобы наступила беременность. Но, безусловно, это чревато и многоплодными беременностями, что тоже не очень хорошо. Даже не потому, что пары не хотят. Эти беременности протекают с большим количеством осложнений, чаще сопровождаются ранним прерыванием этих беременностей. Поэтому сейчас уже не переносят большое количество эмбрионов. По украинскому законодательству, мы имеем право переносить не более двух яйцеклеток. Но это все делается с согласия супружеской пары. Предварительно с ними обсуждается, сколько они хотят, чтобы им перенесли и уже в соответствии с этим переносятся.

- Насколько эффективно ЭКО? Отчего зависит его успешность? С какой попытки , как правило, наступает беременность?

Луцик: - Я называл цифры 42-45% - это процент наступления беременности после первой попытки. В каждой последующей попытке процент наступления беременности выше. Поскольку с данной пациенткой мы уже знакомы, мы приблизительно уже знаем, как она отвечает на проводимую стимуляцию, мы знаем, какие у нее яйцеклетки, какие сперматозоиды у мужа. Т.е. мы к каждой последующей попытке готовимся, исходя из неудачи предыдущих. Тогда процент наступления выше.

- По государственной программе вы осуществляете только одну попытку?

Луцик: - Да. Согласно приказу министерства здравоохранения дается одна попытка. Если она неудачная, то все последующие производятся за деньги пациентки.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

- Если у пары длительное время нет детей, с кого нужно начинать обследование?

Акимова: - Обязательно нужно обследоваться обоим супругам. Считается, что если в течение года нет беременности, то супружеская пара уже должна обращаться, но нужно обращаться в специализированное отделение. Сплошь и рядом – обращаются к врачам в обычные женские консультации. К сожалению, далеко не все врачи знакомы с этой проблемой должным образом. У них нет возможности для проведения полного обследования, необходимого для установления диагноза, установления причины бесплодия. Эти супружеские пары ходят, им все обещают, они ходят годами, теряют время и не получают никакой беременности. Поэтому лучше обращаться в специализированные отделения. Наше отделение является специализированным. Оно располагает полной лабораторно-диагностической базой для обследования. Обследовать нужно параллельно обоих супругов, потому что очень часто мы имеем дело с сочетанным бесплодием, т.е. и с женским, и с мужским. Нужно лечить обязательно параллельно обоих супругов. И тогда сокращается время лечения и быстрее наступает результат.

 - Нужен ли в первые месяцы жизни специфический уход детям, рождённым после ЭКО? И в принципе, отличаются ли они по развитию от своих сверстников, зачатых традиционным способом?

Луцик: - Ничем они не отличаются. Можно даже сказать, что дети, рожденные после ЭКО, как мне кажется (родители потом приходят к нам и рассказывают), умнее. Дети ничем не отличаются, потому что отличие естественного зачатия от экстракорпорального  - то, что естественным путем происходит в организме женщины соединение яйцеклетки со сперматозоидом, при ЭКО происходи вне организма женщины. И если ребенок родился своевременно, то особого специфического ухода за ним не нужно. Как за обычным младенцем.

- Скажите, с какими проблемами вы сталкиваетесь после того, как был принят закон о выхаживании детей от  500 граммов? Сколько у нас рождается таких детей? Вырастают ли они полноценными?

Луцик: - На базе нашего центра есть такое отделение по выхаживанию детей. Но это больше вопрос к неонатологам. А мы акушеры-гинекологи.

Акимова: - К сожалению, таких детей сейчас много. Может быть потому, что они именно концентрируются в нашем отделении. Но серди детей с экстремально малой массой тела – меньше 1 килограмма – очень высокая смертность. Причем у них встречается очень частое осложнение, как внутрижелудочковое кровоизлияние в мозг. И на настоящий момент картина, к сожалению, не слишком радужная.

- Как вы считаете, следует все-таки внести в законодательство какие-то поправки относительно выхаживания детей с экстремально низкой массой тела?

Луцик: - Нам трудно ответить. Здесь юридические вопросы.

Акимова: - Надо говорить с неонатологами в большей степени, чем с нами. Но я думаю, что наше государство приняло этот закон, не будучи подготовленным для оказания помощи этим детям. В России только с 2012 года принимают этот закон. Но к этому времени они создали сеть настоящих перинатальных центров, где есть условия для выхаживания этих маловесных детей, подготовили специалистов. А у нас поступили иначе. Сначала приняли закон, а теперь решается вопрос о создании перинатальных центров. Безусловно, то, что сейчас принята программа создания перинатальных центров – это очень важно для выхаживания этих маловесных детей. Но такие центры только создаются.

 - Существует ли в Донецкой области банк спермы? Где его найти? Кто может туда сдавать свой продукт?

Акимова: - У нас банка спермы нет. У нас в Украине есть банк спермы в Харькове, в институте криобиологии и криомедицины. Это единственный банк спермы, где идет заготовка спермы. И все остальные центры, в том числе и наш центр, покупает сперму там. Если хотят сдать свою сперму, то они должны обращаться в Харьков, потому что там проводятся необходимые обследования. Это не просто так – пришел и сдал. Эти доноры обследуются, исследуется их генеалогическое дерево для того, чтобы исключить наследственную патологию. К этим донорам определенные требования. Они должны состоять в браке, должны иметь не менее двух здоровых детей, не иметь наследственной патологии. Кроме этого, они сдают целый ряд анализов. Это все не так просто. И потом, для того, чтобы заготовить эту сперму и она впоследствии при размораживании была способна к оплодотворению, это должны быть специальные режимы замораживания: скорость, изменения температуры и т.д. Это целая наука. Этим занимается специальный институт.

- Сталкивались ли в вашем центре с вопросами суррогатного материнства?

Луцик: - Да. В государственной программе предусматривается суррогатное материнство. Но только при условии, что вынашивать ребенка будет либо сестра, либо родная мать пациентки, т.е. кровные родственники. У нас было 4 случая суррогатного материнства. Одно рождение было и двое сейчас вынашивают.

- А если говорить не о государственной программе, были ли случаи обращения по поводу суррогатного материнства?

 Луцик: - Да, таких обращений много.

- Как относится церковь к такому методу лечения, как ЭКО?

Акимова: - Достаточно сказать, что у нас несколько пациенток было, которые являлись женами священнослужителей.

Луцик: - 5 лет назад отношение церкви было более негативным, нежели сейчас. Сейчас пересмотрены факты. Да, церковь категорически против использования донорских яйцеклеток, донорской спермы. Это категорически они не приветствуют. Все, что касается материала супружеской пары, они не возражают.