Главный кузнец  Украины  Виктор Иванович Бурдук:  В Донецке появится Собор Василия Блаженного и Биг-Бен

Главный кузнец Украины Виктор Иванович Бурдук: "В Донецке появится Собор Василия Блаженного и Биг-Бен" [ВИДЕО]

Комментарии: 2
Фото БУНОВСКОГО Константина

-  Виктор Иванович, расскажите, а как Вы стали кузнецом?

- Такой вопрос задают часто. Произошло это случайно. В 90-е годы, когда надо было искать, чем зарабатывать на хлеб, обратил внимание на ростки художественной ковки, которые появились в Донецке. Начал исследовать это дело. Просто почувствовал, что это интересно, это по мне. Но, а так как родителями и Богом были заложены какие-то таланты: я уже умел тогда чеканить, резать по дереву, шить себе джинсы и вязать макраме и прочие вещи, то это легло на благодатную почву, у меня стало получаться. Но так как не у кого было учиться – учились по книгам, собирали какие-то эскизы. Более 20 лет назад ничего не было. Если сейчас у меня десятки книг по художественной ковке со всего мира, и фотографии, и технологии, то тогда у меня ничего не было. По крупицам начали собирать. Потом другие кузнецы вокруг меня собрались. И пошло.

- Сейчас у Вас уже свои ученики есть?

- Практически весь Донецк вышел из кузницы "Гефеста". Люди приходили, учились, работали, потом уходили, открывали свое дело и благополучно становились конкурентами.

"СУПРУГА ОБСМЕЯЛА МОЮ ПЕРВУЮ РОЗУ"

- Вы помните свою первую работу?

- Помню. Это была роза, которую обсмеяла моя супруга. Тогда, да и сейчас, считается, что кузнец первым мастер-классом должен сделать цветок – розу. Сделал розу, принес домой. Мне она нравилась. А она от души смеялась.

- Почему?

- Она у меня вообще критик. И пессимист. Поэтому, это нормально.

Фото БУНОВСКОГО Константина
Фото:

 

 

- Расскажите, пожалуйста, о Гильдии кузнецов Донбасса.

- В Гильдию кузнецов Донбасса входит чуть больше 20 человек. Это донбассовские ребята. На самом деле в Донбассе кузнецов больше, но Гильдия объединяет тех людей, которые готовы дать людям что-то безвозмездно. Т.е. поучаствовать в фестивалях, показать какие-то мастер-классы, сделать какую-то показательную работу и т.д. Это активные люди с немножко другой жизненной позицией, чем те, которые заработали себе на кусок хлеба с маслом и им больше ничего не надо. Это более активные люди. Вот Лёнька из Краматорска, будут приезжать ребята из Константиновки. Лёня будет опять подковывать лошадь. Он каждый год подковывает лошадь. Он – мастер, он публичный человек. Он приезжает и не стесняется показать свое мастерство людям. Вот это работа Гильдии. А я, как ее председатель, провожу гораздо больше работы по организации фестивалей, Парка кованых фигур и за границей представляю нашу Гильдию. В конце августа, как раз на День города Донецка были в Чехии. Там была очередная конференция "Кольца европейских городов-кузнецов". Донецк первый на постсоветском пространстве стал членом этой организации, которая объединяет города. Не кузницы, а именно города, в которых были и развиваются кузнечные традиции. Собираются бургомистры с кузнецами. Кузнецы там как бы на вторых ролях, но без кузнецов - никуда. Там обычно обсуждаются разные вопросы развития, сохранения традиций, совместные выставки, фестивали. В этом году мы приняли флаг "Кольца…", потому что в следующем году конференция будет проходить в Донецке 20 сентября.  Поэтому мне приходится за рубежом представлять нашу Гильдию. Нас там очень уважают.

 

- Вы говорите о традициях. В Донецке Вы сами закладывали эти традиции. Какие традиции есть у наших кузнецов?

- Тут речь идет просто о технологии обработки стали. Рассказывать об этом скучновато. Но сам принцип в том, что мы возрождали кузнечное мастерство с нуля, тогда еще не понимая, что есть классические приемы, которые не являются секретом, но у нас они были неизвестны. Потом, когда мы перезнакомились с кузнецами Западной Украины (они поближе к Западу, и школа там была, не умирала), то произошло слияние стилей и приемов. Если, допустим, западные кузнецы делают все по более классическим канонам: заклепки, соединения хомутами, пластика ковки, такая, какая она была. У нас это развивалось с применением современных технологий: плазменная резка, сварка. Мы учились художественной сварке, чего не было там. Потом это все перемешалось, и сейчас мы владеем и теми приемами, и этими. Но традиции остались. Традиции в чем еще? У нас, на Востоке Украины, нет ни одного учебного заведения, которое бы учило кузнеца-художника. На Западе Украины их около пяти. Там очень много кузнецов. Причем, если у нас просто приходят ребята учениками, они становятся, в первую очередь, мастерами-кузнецами. Он может быть никогда не станет художником, поэтому он работает с дизайнером. Но мастером он становится. А там учат, в первую очередь, художников, владеющих приемами обработки металла. А современный кузнец во всем мире применяет не просто классические методы нагрева и ковки стали и других металлов. Совершенно разные современные технологии: сварки разных видов, и разрезание, раскрой, и станки и т.д. Это дает ему возможность расширить круг своих работ. Технология всегда влияет на качество, даже дизайна. Иногда художники проектируют совсем немыслимые вещи, зная, что это можно сделать с помощью современных технологий.

Фото БУНОВСКОГО Константина
Фото:

 

"ПЛАНИРУЮ ОТКРЫТЬ В ДОНЕЦКЕ ЦЕНТР КУЗНЕЧНОГО МАСТЕРСТВА"

- Вы не планируете открыть свою школу?

- О, это мечта всей моей жизни в последние годы. Если это удастся, то нормально! Я планирую в Донецке открыть Центр кузнечного мастерства, в котором будет, в том числе, и школа.  Если город выделит землю, будем проектировать. Мы с Александром Алексеевичем Лукьянченко давно об этом говорим. Он пытается помочь. Но сейчас, конечно, не до этого. Сейчас готовимся к Евро-2012.

- Т.е. когда пройдет Евро, об этом можно будет говорить конкретнее? И по срокам ориентироваться?

- Конечно. По сути дела письмо подписано на то, чтобы архитектура искала землю. Планируется построить трехэтажное здание в виде наковальни. Оно будет архитектурно интересно. Была мысль, чтобы построить его на вершине какого-то старого террикона, чтобы сразу решить и экологический вопрос – облагородить это место. Дело в том, что Парк кованых фигур уже практически закончен. Еще несколько лет, но его генплан полностью подписан. Там ничего нового не будет. Последние аллеи – это Аллея архитектурных копий, Аллея мистики, которая откроется в этом году.  Аллея землячеств – это долгий проект, который будет длиться несколько лет. Как будут землячества откликаться. И Аллея шахтерской славы. Все. И в следующем году там поменяется центральный букет. Он уйдет на другую клумбу, а здесь, на этом центральном месте, станет фигура кузнеца. И вокруг него – проект кольца. Я предложил – меня все поддержали. Мне привезут цветы – это будет европейский букет. Вокруг фигуры кузнеца будет европейский букет. Кузнец будет стоять, как будто говоря, что "я подарил Парк кованых фигур".

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих аллеях. Что там появится нового?

- Аллея землячеств - это понятно. Мы работаем с землячествами, которые предлагают нам свои эскизы, какие-то работы, характерные для их нации. Естественно, они будут оплачивать эти работы, мы исполнять и ставить на аллее с какой-то благодарственной дарственной надписью. Такая задумка была. Понятно, землячеств в Донецке много, наш край многонациональный. Аллея шахтерской славы – тоже понятно. Будем опять же работать с прибыльными угольными объединениями, будем их просить, чтобы они проспонсировали какие-то монументы, памятники шахтерскому труду. Они могут быть разнообразные, их может быть несколько. Аллея архитектурных копий образовалась в прошлом году, когда нам подарили копию Эйфелевой башни. В этом году должны привезти копию Собора Василия Блаженного. И недели три назад я узнал, что наши ребята из Константиновки втайне делают копию Биг-Бен. И должны привезти еще эту башню. Какая она – я не представляю. Это будет сюрпризом и для меня. Аллея мистики – это 13 работ. Совершенно невообразимые, а может быть смешные, наивные, но я думаю, что будут и интересные среди них. Аллея – как кузнецы видят какие-то суеверия, мистику, сказочный потусторонний мир. Я знаю, там будет Баба Яга, тормозящая на подкове, там будет водяной. Его везут из Днепропетровска. Наши кузнецы делают, естественно, Доброго Шубина. Там будет Пирамида, Столб Суеверий с каркающей вороной. Самая большая фигура будет Кузнец-пришелец – инопланетянин, чужой. На него надели фартук, в руки – клещи и молоток. Вокруг него, на его хвосте, который он завернул вокруг себя, будут вешаться булавки, как обериги. Будем ковать и вешать булавки на его хвост. Это будет коллективная работа.

- Виктор Иванович, этот Парк уникальный. Такого нет нигде. И Вы говорите, что там сейчас заканчивается место. Будет ли дальше каким-то образом развиваться это направление?  Может быть, где-то появится продолжение Парка?

- Парк, действительно, уникальный. Уникальный не какой-то отдельной работой. Никто не говорит, что работы здесь великие. Уникальный тем, что собрано это все в одном месте. Сейчас там 144 работы. А после фестиваля будет около 160.  Уникальность в этом, что просто для людей, постоянно, в одном месте собраны фигуры. Дает возможность понять и осмыслить, что из металла можно делать разные вещи, красивые. Такого Парка нет не только в Украине, но и в Европе, и практически нет во всем мире. То, что такого Парка нет в Европе – это уже официально заявлено. Особого поиска, правда, никто не ведет. Но нет и в мире, потому что кузнецы ездят, смотрят и говорят: "Нет". И как раз моя мечта по строительству Центра кузнечного мастерства даст возможность вокруг этого Центра развивать какой-то парк. Может быть, его уже не парк называть, но работы там будут. Ведь Центр кузнечного мастерства – это не просто кузница. В него будут приезжать постоянно кузнецы со всего мира. Там будет свое общежитие, своя кухонька, своя кузница. Например, приедет японец, погостит у нас в Донбассе, он поездит, посмотрит, поработает в кузнице, даст мастер-класс желающим и выкует какую-то скульптурку, на память оставит ее в Донецке. Нас уже занют во всем мире. Я уверен, что будут приезжать. Дай Бог осуществить.

 - Если бы мэр Александр Лукьянченко сказал, мол, выбирайте любое место в Донецке для новых работ, где бы вы захотели устанавливать новые фигуры?

- Ну, музыкальный парк, я думаю, нет. Потому, что нельзя этим и переборщить. Уже итак есть мнение, что в Парке кованых фигур слишком много металла. Но решили закончить и идти дальше. Все-таки нет такого места, где я бы хотел. Парк Щербакова – это свой парк. Музыкальный парк вокруг "Донбасс-Арены" - не думаю, что там массово фигуры можно ставить из металла. Куда-то нужно уходить немножечко на периферию, чтобы не только центр украшать. Может быть, Куйбышевский район, возле парка "Городок".

Фото БУНОВСКОГО Константина
Фото:

- Виктор Иванович, сейчас парку уже 10 лет. В первые годы его существования очень часто вандалы портили фигуры. Сейчас там усилили охрану. Насколько это помогло?

- Действительно, в первые годы ломали больше. Охрану усилили, естественно, помогло. Но я это больше все-таки отношу к воспитательному моменту. Было несколько работ. Их даже крали. Но вовремя милиция из рук выхватывала. Я наблюдал, что произошел какой-то воспитательный момент – ломать стали меньше. Иногда просто явно варварски, а в основном, по неосторожности. Если часто залезать на какую-то работу, то она может сломаться. Весы ломаются, потому что они популярны. Флюгер, который крутят. Вчера я там был, смотрю – детей подсаживают,  а ребенок цепляется за стрелку и она под весом потихоньку косится. В самом начале петуха и аиста из беседки все время воровали. Причем, оставались одни ножки, спиленные ножовкой. Сейчас это прекратилось. Сейчас ломают, но меньше. Я считаю, что это получается больше по неосторожности.

"НА ГРУДИ У ДИМЫ ХАЛАДЖИ ВЫКУЕМ ОЧЕРЕДНОЙ ЛАВРОВЫЙ ЛИСТОК"

- Расскажите, пожалуйста, о предстоящем фестивале.

- Наши фестивале в Украине считаются особенными, потому что Донецк находится далековато от легких транспортных путей. К нам массово кузнецы не могут приехать. Поэтому он не считается очень массовым, но считается каким-то камерным, приятным, потому что приезжают настоящие друзья и каждому уделяется внимание. В мае я был в Ивано-Франковске. Там около 200 человек, как муравейник. Так, что никто друг друга не видит, никто толком друг другу внимания не уделяет. И даже есть мнение, что это чересчур, потому что толпа, и все. А у нас, самое главное, что после этого фестиваля остаются новые работы. В Ивано-Франковске тоже остаются работы. Они делают одну работу каждый год. А у нас остаются целые аллеи. И их привозят заранее, из разных городов. Сейчас тяжелый период у кузнецов. И не только у них – кризис еще не прошел. У кузнецов работа есть, но она тяжелая. Нормальные деньги заказчики не платят. И приходится выкручиваться. Вот из Ужгорода в этом году не смогут приехать кузнецы. Просто говорят: "Витя, пойми". Мы всегда из спонсорских денег оплачивали 50% автобусы, которые нанимали специально и везли сюда кузнецов из Западной Украины, потому что они не могли оплатить транспорт. А в этом году говорят, что нет ни настроения, ни денег – тяжело. Говорят: "Мы не приедем".  И так – многие. Вот такие экономические трудности накладывают специфику на наш фестиваль в этом году. Но мы надеемся, что коммуникации налаживаются. У нас будет хороший аэропорт, надеюсь, билеты на самолет подешевеют. В следующем году будет бум, потому что конференция "Кольца…" будет, приедут 16 городов из разных стран. Фестиваль и конференция будут совмещены.  А в этом году будет маленький камерный фестивальчик. Но, как всегда, будет выступать Дима Халаджи. Будут песни каких-то фольклорных артистов, будет традиционное подковывание лошади, откроется новая аллея из 13 работ. Будет конкурс "Кузнечная кухня". Кузнецы будут прямо там, на площади, готовить какие-то прикольные блюда. Думаю, что будет даже голландец готовить и бельгиец. Интересно, что они приготовят?! У голландцев обычно сладкая еда получается. Бельгиец к нам впервые приезжает. Будет конкурс кузнечного костюма. Как обычно, кузнецы как-то переодеваются, выходят на дефиле на сцене. Как бы веселят народ. Дима Халаджи покажет свои номера. Может быть, какой-то секретный номер мы с ним успеем доделать. Выкуем у него на груди очередной лавровый листок. На следующий день, в воскресенье, внутри нашего фестиваля мы будем продолжать коллективную работу – ковать обериги. Будет проведен второй фестиваль "Рок-кузня". В прошлом году была проба, и она получилась. В этом году 13 коллективов зарегистрировалось. Т.е. знаковая цифра – 13-й фестиваль, 13 коллективов. Они будут играть, будем их оценивать. "Рок-кузня", т.е. рок и металл – это все рядом. Вот такие эксперименты. Приживется, значит, будет дальше. Так что приглашаем всех.

- Раньше на фестиваль приезжала чернокожая девушка-кузнец из Голландии. В этом году она приедет?

- Планируется. Шартелла должна приехать. Обещала. По крайней мере, номер в гостинице ей забронирован.

- Лично вам какая скульптура в парке очень дорога или памятна, и почему?

- Вообще-то очень много фигур, и сам Парк, как образование, мне дорог. А лично – мой скорпион, которого я делал несколько лет назад. И похудел во время его изготовления на 6 килограммов, потому что я не каждый день работаю физически, больше организацией занимаюсь. Наверно, он запомнился через руки, а не через голову. А так – очень много фигур в каждой аллее. И на футбольную тему. Есть из Луганска классная фигура, из Львова очень хорошая фигура, из Днепродзержинска. Кубок УЕФА очень запомнился, естественно, потому что он связан с событием, которое мне, как болельщику. Мистер Луческу его подарил, проспонсировал копию Кубка УЕФА.  Перечислять можно много.

- Копию Кубка УЕФА вам заказал сделать Мирча  Луческу в подарок для донецких болельщиков.  А кому ещё из известных людей вы делали кованые подарки?

- Вот эта аллея, где стоит Кубок УЕФА, она посвящена "Любимому городу – 140 лет".  Эта аллея меценатов. Здесь, на этой аллее, все работы сделаны за деньги частных людей – бизнесменов. Они дали деньги, согласовали эскиз и эти работы сделали от них, т.е. это их подарки. Последний подарок сейчас сделали представители Грузии ко Дню города. Он как раз продолжает эту аллею – фигура Георгия Победоносца. И там еще есть несколько мест. Думаю, еще найдутся меценаты. В прошлом году мы сделали работу с одним бизнесменом, который сейчас живет в Киеве. Работа называется "Любовь и материнство". Он посвятил ее любви к своей жене и к родившейся в это время дочери. Мы установили эту скульптуру именно в тот день, когда у него родилась дочь. Он был безумно счастлив. Т.е. эта аллея – как раз подарки. Там подписано от кого.

 - Cколлегами из каких стран, городов дружат донецкие кузнецы? Какие совместные творческие проекты готовят?

- Творческие проекты все время развиваются. Допустим, фестивали, которые проходят в Украине – в Ивано-Франковске, Донецке, Судаке и Львове. В Россию часто ездим. В прошлом году мы сделали половинку моста здесь. В Москве не получилось. В следующем году половинка моста будет делаться в Ульяновске. Такой кузнечный город. И, естественно, мы повезем туда свои работы. В этом году, прямо на фестивале, мы будем начинать проект с норвежскими кузнецами. Они делают такой букет цветов в память о террористическом акте в Норвегии. В том числе и украинские кузнецы будут делать туда розы, и потом мы от Союза мастеров кузнечного искусства будем их туда передавать. Такие проекты.

- Проводятся ли кузнечные фестивали, подобные донецкому? И посещают ли их донецкие мастера?

- Конечно. Самый старый фестиваль был как раз в последние выходные августа в городе Липник в Чехии. Там и конференция проходила. Это уже был 30-й фестиваль. Чехия вообще самая продвинутая в этом деле страна, потому что был такой кузнец Альфред Габерман. Его многие считают своим учителем. Он всю жизнь посвятил возрождению и развитию кузнечного дела в Европе. Сам он чех, но у него были мастерские-школы и в Италии, и в Чехии, и в Австрии. Он в Австрии умер, и там у него до сих пор мастерская работает. Сейчас дочь Кристина Габерман продолжает его дело. Очень талантливая мастер и художник. Поэтому, в Стиа в Италии постоянно проводится фестиваль, в Австрии в старинном кузнечном городе Ибзиц, есть несколько мелких фестивалей в Германии. Но эти, которые я назвал, самые именитые. А в Украине считается Ивано-Франковск, Донецк.

- Престижна ли профессия кузнеца в Донецкой области? Где и как можно выучиться на кузнеца? И какими талантами и качествами должен обладать потенциальный кузнец?

- Судя по фестивалю, как люди приходят и смотрят – они восхищаются кузнечным трудом. Про престижность труда сказать трудновато. Физический труд простого рабочего сейчас просто не популярен, увы. И учеников, которые приходят в кузницу, не боясь заработать мозоли и ожоги, не много. Как я уже говорил, у нас обучиться этому можно только работая учеником на какой-то кузнице. Если получить профессиональное образование – это не проблема: уехать в какой-то из городов Западной Украины и получить профессиональное образование. Но я скажу, что там кузнецов много и не каждый находит работу. А здесь у нас несколько больших кузниц в Донецке, которые с удовольствием примут на обучение для себя, и научат всему. Я вел переговоры с Донецким художественным училищем, чтобы открыть там специальность "Художественный металл". Директор, в общем-то, не возражает, но говорит, что туда никто не пойдет. Если бы были желающие, хотя бы 15-20 человек, то мы могли бы. У нас есть и знания, и методика, и материальная база – кузница. Можно было бы обучать, но нет желающих. На западе – не только Украины, но в Европе люди обучаются, в основном, для себя. Это хобби. Большинство из них - любители. И там даже государство выделяет деньги именитым кузнецам за то, что они обучают граждан этому мастерству. К нам должен приехать Хуб Сенсон, у которого своя великолепная кузница в Голландии. Я знаю, что у него были такие ученики, как замдиректора по кадрам такого крупного химического завода, типа нашего "Стирола". Такой большой клиент приходит, учится, потому что ему интересно. Большой полицейский чин у него учился, и другие.    Людям нормально живется, они занимаются этим ради увлечения, а не за тем, чтобы потом зарабатывать этим себе на жизнь. У нас тоже такое бывает: люди приходят и говорят, что они хотят просто научиться. Но мы не обучающая организация. Если ты хочешь работать в нашей фирме, пожалуйста. Приходи, ты все это освоишь, если есть желание. А качества, которыми должен обладать кузнец, простые: трудолюбие, какой-то талант должен быть. Но, в основном, трудолюбие, потому что профессия тяжелая. Работа с инструментами, с металлом, даже с холодным металлом – это уже тяжелый труд. А когда он раскаленный – это еще и какая-то опасность. Если ты увлечен и не боишься физического труда рабочего человека, то может что-то получиться. Это основные качества. Если к тому же есть еще и талант, значит, будет легче учиться и творить в будущем.

Фото БУНОВСКОГО Константина
Фото:

- В прошлом году Вы всех поразили, изготовив для Энвера Измайлова кованую гитару. В этом году будет что-то, не менее удивительное?

- К сожалению, нет. Гитару мы изготовили, по-моему, не в прошлом году, а года три назад.  В прошлом году он уже играл на ней второй или третий раз. В этом году он не смог приехать. Буквально вчера мы с ним созванивались. Но он разрешил выставить эту гитару на рок-фестивале. И, может быть, кто-то из смельчаков попытается на ней сыграть. Это обычная электрогитара. Она исполнена необычным способом. Причем, когда мы ее делали, я с ним советовался и предложил сделать гриф прозрачным. Он подумал и говорит: "Давай попробуем". И она заиграла. Она будет выставлена во второй день на сцене. Кто-то попытается сыграть. Но посмотрим. Это будет тоже прикольно. И я вам еще один анансик на следующий год скажу. Как раз, что касается рока. Когда мы были в Чехии на "Кольце…", там есть один очень интересный бургомистр из Германии, одного из городков неподалеку от Мюнхена. Он музыкант, играет на баяне, на других инструментах. Я не музыкант, но немножко играю на баяне, и на гитаре бренчу. Я даже начал осваивать на баяне "Дым над водой", ноты есть. Я ему сказал: "Петер, давай забабахаем с тобой в следующем году "Дым над водой" на баянах". Он сказал: "Виктор, все! Сделаем!". Мы ударили по рукам при свидетелях. Поэтому как бы ни было трудно, мы это сделаем. И в следующем году будет вот такой сюрприз. Я не знаю, какие там будут инструменты. Но ясно, что, скорее всего, его аккордеон, мой баян. Там был у нас саксофонист из Италии, мы его привлечем. И наверно что-то интересное получится!

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт