Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Марина Черенкова: «Индивидуальное обучение – это начало конца»

Марина Черенкова: «Индивидуальное обучение – это начало конца»
Фото: Фото БУНОВСКОГО Константина

Денис: - Добрый день. Интересует такой вопрос - как местные власти стимулируют сотрудничество вузов и предприятий области в плане - подготовки спецов, их стажировки, последующего трудоустройства, переподготовки кадров и т.д.? И какие профессии сейчас самые востребованные в области?

- Начну с первого вопроса. Рынок диктует необходимость того, чтобы крупные промышленные предприятия входили в контакт с ВУЗами. У нас есть два ярких примера. Это Краматорск – предприятие машиностроения с Академией машиностроения в Краматорске. И второй, наиболее яркий пример, это ДонНТУ во главе с ректором, господином Минаевым, который работает (как я говорю) по системе, как в шахматах – вилка. Во-первых, он сотрудничает абсолютно со всеми крупными вертикально-интегрированными компаниями, которые так или иначе формируют основной региональный продукт нашей экономики. И, во-вторых, это сотрудничество с немецкими техническими ВУЗами. Магдебург – один из ярких примеров. На базе этого научного и обучающего заведения будет основан научный парк. Считаю, что вторая описанная мною модель является перспективной. Что касается востребованных профессий, я считаю, что сейчас нужно четко отсечь прошлое от настоящего и от будущего. Наиболее востребованные профессии сейчас на рынке труда – это точные инженерные профессии, но рабочие. В головах наших людей существует стереотип с постсоветского периода, что рабочие профессии – это не есть престижно. О профессиональном токаре, о профессиональном резчике или о рабочих профессиях в машиностроении – мы должны забыть о том, что это просто рабочая профессия формата бывшего Советского Союза. Это уже профессия на уровне не среднего, а выше среднего инженера. Поэтому при получении качественного образования практические навыки инженеру будут нужны. Это наиболее востребованные профессии.

Денис: - А как Вы планируете сломать эти стереотипы?

- Я одна не планирую вообще ничего, потому что я командный игрок. А во-вторых, мир ломал  это на протяжении 20-30 и 60 лет. Именно для того, чтобы сломать эти стереотипы, в этом году губернатором был объявлен год построения системы образования на протяжении всей жизни. Вот таким образом, путем объяснения, что это такое и ломаются эти стереотипы. Еще раз обращаю внимание, что ни одна страна, ни один мировой опыт не дает быстрых результатов в образовании, потому что это человеческий капитал. И тем более индивидуумы без правильно подготовленных команд никогда ничего в этой ситуации и в быстро развивающемся мире, не решат.

Валерий: - Здравствуйте, Марина Анатольевна. Не кажется ли Вам, что современное количество вузов, как в Донецкой области, так и в общем по Украине, мягко говоря, слишком большое? Не кажется ли вам, что большинство из них не являются заведениями высшего образования? И как эту ситуацию решить. Лучше ведь иметь 5-6 вузов, но действительно сильных

- Уважаемый Валерий. Очень благодарна Вам за вопрос. Я вообще не люблю такой глагол, как «кажется». Я или знаю, или не знаю, или у меня есть гипотеза и я могу ее подтвердить или опровергнуть. Поэтому на базе мирового опыта: мне не кажется, а классика жанра доказывает, что такое количество ВУЗов на такое количество населения, по меньшей мере, неэффективно. Это отражается на двух моментах: качество образования в ВУЗах не то, которое хотят работодатели. И второе, сам факт, что человек с высшим образованием не представляет той ценности и не имеет ту добавленную стоимость для реального сектора экономики, является фактором дискредитации получения высшего образования. Безусловно, ВУЗов должно быть меньше. Но существует 18 частных ВУЗов, т.е. они тоже являются частью реального сектора экономики. Существуют государственные ВУЗы. В этом году у нас, в рамках года, который объявил губернатор о построении системы образования на протяжении всей жизни, произошло добровольное слияние двух ВУЗов. По причине правильной постановки задач перед коллективами и правильного изучения опыта других стран. Это опять лидер у нас ДонНТУ и Славянский педагогический институт и Горловский иняз. Трудовые коллективы поняли, что им необходимо укрупняться по двум причинам: демография и качество знаний. Плюс возможность объединения трудовых коллективов педагогических и преподавательско-профессорского состава для усиления качества знаний.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

«ОТ УКРУПНЕНИЯ ВУЗов НАМ НИКУДА НЕ УЙТИ»

Елена: - Будут ли еще какие-то структурные изменения в ВУЗах?

- Мне бы лично очень этого хотелось. Это мое личное мнение. Но я понимаю, насколько это болезненно. Это практически также болезненно, как и со школами. Мы ни в коем случае не прессуем, мы ждем решения трудовых коллективов. Мне бы очень хотелось, чтобы член трудового коллектива каждого ВУЗа смотрел сейчас на демографию и на количество потенциальных выпускников внимательно. Потому что это – будущее ВУЗа. От укрупнения нам никуда не уйти. Наверно, единственная страна, которая выживет, это та страна, у которой образование возведено не только в культ, но это еще и очень сильный сегмент реальной экономики – это Великобритания и частично США. Все остальные страны укрупняются. Я против отдельного особенного украинского пути. Я за какие-то модели, понятные для всех, плюс адаптация к нашим региональным условиям. И тогда уже будет выход из ситуации.

Лина: - Насколько высоко котируются выпускники наших вузов за рубежом? что делают власти, чтобы лучшие специалисты оставались работать у нас, а не искали лучшей жизни заграницей?

- В этом вопросе две составляющих. Насколько котируются? Если мы сейчас будем играть в двойные стандарты, то я должна Вам буду сказать, что у нас (и это тоже будет правда) во многих ВУЗах обучаются наши студенты. У нас многие выезжают за рубеж и работают там. Практически 52 страны так или иначе сотрудничают с нашими студентами. И это факт, и это правда. Значит, первая часть: да, мы сотрудничаем, и все хорошо. Но появляется запятая, и я Вам говорю реальную историю. Если я реальная студентка любого ВУЗа донецкого региона, с тем багажом знаний выпуска пойду и попытаюсь подтвердить свой диплом где-нибудь в Европе или Америке, то  подтверждение на 95% будет болезненным, сложным, и мне, по меньшей мере, придется год доучиваться. И не только из-за языковой подготовки. Если мы говорим о выпускнике регионального медицинского университета, то переподготовка и переобучение в Америке будет занимать, по меньшей мере, до 3 лет.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

Лина: - Т.е. Вы хотите сказать, что наши ВУЗы дают плохое образование?

- Я не хочу сказать. Я говорю Вам факты, а Вы делайте выводы. И я не говорю – плохо это или хорошо. Я Вам сказала так, как есть. Какой есть выход? Выход существует один. Возвращаю Вас к одному из сегментов образования на протяжении всей жизни. Неформальное образование или самообразование. Если я студент, и я очень четко хочу уехать за границей, то уже с 3-4 курса я начинаю искать возможности, чтобы себя «запараллелить» с такими же курсами в европейском ВУЗе. Или я смотрю определенные стипендиальные программы, которых в Европе огромное количество, или я ищу свои собственные средства, чтобы за свои собственные средства продолжать обучение. И тогда я иду параллельно до 5 курса и пятым курсом решаю эту проблему. Но это называется базовое планирование собственной карьеры студента с 3 курса.

Елена: - Скажите, пожалуйста, кто формирует цены (и контролирует законность их установления) на обучение в ВУЗе? В этом году мой сын абитуриент. Я узнала, что обучение на факультете иностранных языков стоит 15 тысяч в год! Как можно назначать такие астрономические суммы? Для кого они? Кто должен следить за порядком и законностью их формирования?

- Очень рада, что Ваш сын выбрал факультет иностранных языков. Теперь по порядку. С ценами определяется ВУЗ. Контролирует инспекция по ценам. А теперь, внимание: у нас существует такая вещь, как бюджетное обучение и обучение по контракту. Я не думаю сейчас об астрономической сумме. Я думаю, что и 10 тысяч астрономическая, и 5 – астрономическая. Я думаю, что нужно сесть, подумать, четко подготовиться и пойти на бюджет. Если мы говорим о романо-германском факультете. А у нас это единственный факультет, который готовит именно иностранные языки в ДонНУ, то лично я с первого раза не поступила на этот факультет. И в Советском Союзе вместо контрактной системы были другие отношения, если Вы понимаете, о чем я говорю. Поэтому не вижу я проблемы ни в пяти, ни в пятнадцати, ни в двадцати пяти тысячах. Я вижу проблему в том, что если есть принципиальная позиция учиться, значит нужно выучивать все от «а» до «я» и поступать на бюджет. В этом и будет качество образования.

Елена: - В данном случае я могу с Вами поспорить. Количество мест на бюджет ограничено.

- И что? Будьте лучшим.

Елена: - Но если несколько человек с одинаковым количеством баллов?

- Идите на следующий год, если на бюджет. А я могу с Вами поспорить. В прошлом году мы приняли Советом ректоров мораторий на повышение цен. Но мы живем в рыночных условиях. И я Вам говорила уже, и всем напоминаю, что образование – это часть рынка и образовательные услуги – это часть рынка. Выхода только два: мораторий Совет ректоров принял. Есть бюджетные места – нужно добиваться своего. Это дело ВУЗа.

Артур: - Доброго времени суток. Скажите, как Вы относитесь к таким вещам - как плата за прогулы в вузе, платное пользование библиотекой, пересдачи и т.д.? На Ваш взгляд, поможет ли это повысить дисциплину студентов, а вузам поправить свои финансовые дела?  И не поспособствует ли это взяточничеству, которое и без того процветает в вузах, особенно на экономических специальностях?

- А почему именно на экономических? Артур, мое глубокое убеждение заключается в том, что студенческую дисциплину может повысить только сам студент. Я просто себе в жизни не могу представить, что значит – платить или не платить за прогул. Если серьезно настроенный человек идет на то, чтобы после ВУЗа найти себе работу, и если он хочет найти себе работу в большой вертикально-интегрированной компании или Донецкой области, или глобальной, или мира, то вопрос не стоит в принципе. Другое дело, если стоит вопрос о пользовании библиотекой или о пользовании какими-то ресурсами, которые в принципе должны быть бесплатными. Здесь я, пожалуй, с Вами соглашусь. О коррупции в ВУЗах. Вот у меня второе такое глубокое убеждение: если бы студенческая самоорганизация была бы посильнее, то существует целая процедура. Когда вас заставляют «сбрасываться» или намекают на то, что этот экзамен будет преодолен только путем экономической интервенции, я бы донесла это до вышестоящих организаций. Я вообще за такую либеральную модель поведения. С вас требуют – пожалуйста, донесите это до общественности. Потому что у нас получается замкнутый круг: все знают, что это есть, но никто официально об этом не сигнализирует и потом повторяется вопрос к власти – а что власть будет делать? Хотя бы один сигнал, который был бы задокументирован, дал бы нам почву для более профессионального разговора.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

Эмма: - А подскажите, не собираются ли повышать проходной балл для получения стипендии?

- Четыре балла, и не думаю, что он будет повышаться.

Леонид: - Как чиновники от образования на местах могут контролировать , чтобы в частных в вузах не обманывали студентов и абитуриентов. Довольно нередки случаи, когда люди поступали в вуз, а потом оказывалось, что на заявленные специальности у института просто напросто нет лицензии... посоветуйте, как абитуриентам перестраховаться от такой ситуации

- Этот вопрос просто отображает для меня две вещи: во-первых, качество образования в частных ВУЗах, а во-вторых, оставшийся пост-советский менталитет – кто должен контролировать? Давайте мы с Вами представим такую ситуацию: мы с Вами муж и жена. У нас есть ребенок. Мы ведем его в ВУЗ. Как Вы думаете – нам с Вами, если не ребенку, нужно будет посмотреть документы ВУЗа? Я бы, как мать, посмотрела документы ВУЗа, посмотрела, сколько там учится людей, посмотрела, есть ли там суперзвездные преподаватели – доктора наук и профессоры. Не переносят ли их на носилках из одного ВУЗа в другой, и они в принципе не дают нашему ребенку знаний. Если идет выбор учебного заведения, все документы от лицензии до специальности должны быть проверены родителями и ребенком. Это не снимает ответственности с Министерства образования и науки и Министерства спорта и молодежи и  не снимает ответственности с местной власти, но мы здесь не первое лицо для контакта. Первое лицо – это родители и абитуриент. Кстати, хороший пример. Помните, сейчас была развернута кампания по Apple, когда мы узнали, что система посылает все практические данные о пользователе телефона? И отцы-основатели компании сказали, что вы должны были внимательно смотреть, что вы подписываете. Вы понимаете, очень четко нужно полагаться на себя. Если тебе выдается договор и там  121 пункт, но ты, действительно, хочешь участвовать в этом процессе, тогда будь добр читай весь 121 пункт и понимай, под чем ты подписываешься. Вот такая рекомендация.

Елена: - Добрый день. Сколько в действительности школ "оптимизируют" в ближайшие несколько лет? к примеру, в Донецке ходят слухи, что закроют школы № 2, 23, 29, 77, 146....кто будет следить за тем, чтобы земельные участки и здания закрытых школ не пустили с молотка по дешёвке? кто будет поддерживать здания в рабочем состоянии, как и будут использовать?

- На сегодняшний день у нас закрыто 11 школ. Наполняемость этих школ составляла 28%. Не знаю о тех планах, о которых Вы говорите. Вторую школу никто закрывать не собирается. По-моему ей просто изменили статус. Кто будет контролировать? Контролирует все эти процессы у нас прокуратура. Каким образом будет разрабатываться процесс предсказуемости? После того, как мы откровенно и честно сказали, что наша недоработка была в том, что мы не смогли отстроить коммуникации с общественностью и объяснить родителям, что закрытие школ это, действительно необходимость, мы обратились в общественный совет, который работает совместно с обгосадминистрацией. На прошлой неделе общественный совет нам выдал рекомендации по алгоритму прохождения общественных слушаний в каждом городов или районов, там, где будет ставиться этот вопрос. Этот алгоритм вывешен на сайте общественного совета, мы его очень скоро вывесим сайте областной администрации и я думаю, что здесь уже должно быть приковано внимание местных депутатов, родительских комитетов, если они существуют, и если они профессионально работают, заботясь о детях.

Валерий: - Здравствуйте. Меня, как бывшего учителя, интересует такой вопрос: что делается для материально-технического оснащения школ, в частности наглядными пособиями по физике, химии, биологии, истории, географии? Ведь эти предметы нормально изучить без опытов, карт, других наглядных пособий попросту невозможно

- Дело в том, что у нас не только в стране не существует специализированного производства оборудования для средних школ. И с 70-х годов в Донецкой области практически не было построено ни одной новой школы, которая бы соответствовала не просто мировым, а хотя бы веяниям, стандартам и формату времени, которая была бы оборудована  согласно необходимости. Как для развития гуманитарной сферы, так и для региональной экономики. Поэтому приходится комбинировать из различных остатков оборудования то, на чем  дети могли учиться. Такую ситуацию я считаю неприемлемой. Эту мудрую поговорку о том, что голь на выдумку хитра, я предлагаю постепенно забывать. И говорить: пускай у нас будет 3,5, 10 достойных школ, с достойным оборудованием,  компьютерами, которые соответствуют уже этому времени. Потому  что мы сейчас уже опять входим в такую ситуацию: вы у меня спросите, каково компьютерное обеспечение школ? Я отвечу: «Все прекрасно. 97% школ оборудованы». Только здесь вопрос в том, какого качества эти компьютеры сейчас стоят. При стопроцентном обеспечении компьютерами сельских школ, какого они качества. Сейчас все слишком быстро развивается, поэтому нам необходимо забывать о том, что мы будем моделировать из ничего и просто идти и лоббировать новый формат школы, новое оборудование и новые планы обучения.

Елена:  - А где у нас в области появятся школы будущего?

- Это еще один проект или точка роста, как мы его называем. Мы подали на региональный комитет экономических реформ, обсудили и выдали это все на общественный совет. Три школы будущего будут построены в Донецке – это 61-я школа. Специальная для мегаполиса, потому что мы хотим четко дать понять: образовательный процесс для мегаполиса, для моноиндустриального города и для сельского района – это три разные процесса. Не потому, что кто-то хуже или лучше, а просто – разные ученики, разные родители. Поэтому мы так и выбрали, что это будет 61 школа Донецка, 34 школа в городе Енакиево и школа в Тельмановском районе.

«ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭТО НАЧАЛО КОНЦА»

Елена: - А чем эти три школы будут отличаться? В сельской школе будет какая-то упрощенная программа?

- Нет, наоборот. Там будет более усложненная программа. В сельскохозяйственном регионе по выходу из учебного заведения человек будет более подготовленным к поступлению в ВУЗ. Знаете ли вы, что сейчас сельские школы  малокомплектные. В них обучаются по 3-5 учеников. Я уже не говорю о более, чем 800 учениках, которые находятся на индивидуальном обучении. Это начало конца. Услышьте меня, пожалуйста, дорогие родители! Индивидуальное обучение – это начало конца. Если мы вещи называем своими именами: 8 часов утра – ребенок не приходит на занятия. Я в своей жизни знаю очень мало самодисциплинированных детей и родителей, которые по звонку будильника будут садиться, и начинать учить, изучать дополнительный материал. 99% из этих 800 человек – неконкурентоспособны, за исключением ломоносовых, которых всегда наша земля рождала, и будет рождать.  

Светлана: - Здравствуйте. Слышала , что в скором времени в школах введут электронные учебники. за чей счёт будут приобретать эти книги? Если за родительский - сколько они будут стоить? Что делать, если у семьи нет таких денег?

- Давайте разделим понятия: электронный учебник – это то, что лежит в доступе на сайте Минобразования. То, куда его можно закачать, это может быть или компьютер, или то, что сейчас называется планшет. Никогда, ни при каких условиях электронный учебник не заменит бумажных носителей. Книга – это классика. От этого никто не уходил.  даже при развитии информационных технологий мы будем продолжать оставаться на бумажных носителях и очень долгое время. Поэтому опасения преждевременны. Как дополнительный материал, если вы хотите еще что-то помимо бумажных носителей, пожалуйста. Но это необязательно.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

Ольга Петровна Загидулина: - Скажите, как будут обстоять дела с тестами в шестом классе в 2012 году? И, возможно такое, что мы все-таки вернемся к старой системе образования?

- К старой системе образования мы никогда не вернемся по единственной причине: все слишком быстро развивается. Все настолько быстро развивается, что нам дай Бог удержаться хотя бы в тех темпах, которые сейчас мы задали в регионе благодаря команде губернатора. Тесты – это не что иное, как контрольные работы, которые были раньше в советское время. Почему я за контрольные работы? Мы все время, когда говорим о лучшем мировом опыте, мы говорим о тестах. Мы выбираем один из пяти вариантов. Ребенок может интуитивно попасть в правильный ответ. А когда ребенок садится и аргументировано прописывает, почему этот ответ такой, а не другой, то это говорит о его знаниях. Приведу пример. В одном из тестов задается вопрос: что общего между молоком и ежиком? (Это тест). Ответ: оба сворачиваются. Это гипотеза неправильная. Но ребенок должен обосновать, он видит другое общее. Он должен описать. Это то, что в более взрослых иностранных учебных заведениях называется эссе. У нас это так же называется. Студентов, которые приходят в любую серьезную компанию и сдают свое резюме, приглашают потом написать эссе. Четкость выражения своей мысли и отстаивание своей точки зрения. Я только за это.

Анна: - Какие особенности нынешней вступительной компании?

- А у нас есть какие-то особенности? За исключением того, что это рай небесный для абитуриентов. Во много раз предложение превышает спрос. Раньше мы за высшее образование боролись. Учась и работая, наши люди добывали себе доступ к высшему образованию. А этот год – год манны небесной. Даже тот человек, который не имел в ближайших своих планах поступить, имеет право поступить. Причем, по некоторым специальностям на бюджет. Теперь я задаю вопрос потенциальным работодателям и потенциальным студентам, которые не собирались в принципе поступать. Какого качества знания будут у этих студентов? Кто их ждет на рынке труда? Знают ли они, что идя на то, что сейчас просто свободно и легко поступить и имея диплом о высшем образовании. Они имеют большую вероятность просто пойти потом на учет в центр занятости. Нужно ли это делать  сейчас просто потому, что так сложилась ситуация?

Анна: - У нас итак не будет хватать абитуриентов, а Вы и оставшихся призываете не поступать?

- Я предлагаю подумать. Если такой легкий доступ… Понимаете, все что легко дается, как правило, человеком не ценится. Необходимо ли сейчас потратить этот период времени и зайти на те 15 специальностей, которые не пользуются спросом и поступить на бюджет? Или подождать, выбрать, посмотреть и попытаться побороться за то, что в перспективе будет более продаваемо? Потому что если мы говорим друг другу правду, то мы говорим следующим образом: студент, выходя, продает свои навыки, умения, знания и возможность удовлетворить работодателя своими способностями. Вот и все, что я говорю. Я никого ни к чему не призываю. Я призываю, единственное, делать самостоятельный и осознанный выбор, а не идти за тенденцией.

Иван: - Как Вы считаете, какие специальности будут популярны через 5 лет?

- В 2004 году не существовало 5 тысяч специальностей, по которым сейчас работают в системе маркетинга, в системе IT, и масс-медиа. Поэтому, прогнозировать в глобальном я не берусь, коль скоро не берется и организация всемирного экономического развития и сотрудничества. Что касается нашего региона, я уверена, что в ближайшее время мы возвращаемся к точным наукам и к инженерным профессиям. Только теперь изменяем понимание, что такое рабочая профессия.