Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Олег Большаков: «Первый воздушный шар Украины появился в Донецке»

Олег Большаков: «Первый воздушный шар Украины появился в Донецке»
Фото: Фото БУНОВСКИЙ Константин

В ЕНАКИЕВО БЫЛ ЗАПУЩЕН ВОЗДУШНЫЙ ШАР В ВИДЕ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

Елена: - Совсем недавно в Енакиево прошел фестиваль по воздухоплаванию памяти Георгия Берегового? Расскажите, как все это было?

Фомин: - 27 апреля у нас прошел фестиваль, посвященный 90-летию дважды Героя Советского Союза Георгия Тимофеевича Берегового. С 27 числа начали съезжаться заявленные команды. Всего было заявлено 8 команд из Одессы, Крыма, Днепропетровска, Донецка и 2 команды из Киева. Изюминкой нашего фестиваля стало выступление команды Москвы, которая впервые на территории СНГ презентовала полет специальной формы. Специальная форма – это такой воздушный шар, который сделан эксклюзивно. В данном случае – это точная копия корабля «Восток», на котором Юрий Алексеевич Гагарин совершил впервые полет в Космос. Все заявленные команды прибыли, 27 апреля у нас состоялось торжественное открытие, прошли плановые полеты. Погода нам позволила это сделать. Взлетели со стадиона «Шахтер» в городе Енакиево и приземлились в районе Горловки. Погода нам благоволила, все было хорошо, всем понравилось. Правда, в дальнейшем погода внесла некоторые коррективы. Мы были постоянно готовы выполнять нашу спортивно-фестивальную программу. Но не получилось. Мы делали потом разбор, и пришли к выводу, что в этом году за счет продолжительной зимы, весна получилась смещена. Поэтому те  восточные ветры, которые дуют в нашем регионе обычно в начале апреля, может быть в середине, в данном случае сместились к концу апреля и мы попали под их воздействие. А в связи с тем, что воздухоплавание – это такой вид спорта, который жестко привязан к погодным условиям, то нам, к сожалению, не удалось выполнить всю программу полетов. Поэтому делаем выводы, что когда мы в следующий раз будем планировать данные мероприятия (а оно у нас уже запланировано на следующий год), будем учитывать это обстоятельство. Наверно, надо будет смещаться на май или июнь.

 

Фото ГРАНОВСКИЙ Иван

 

Татьяна: - Аэростат в виде корабля «Восток» по своим техническим характеристикам отличался от обычного теплового аэростата?

Фомин: - Это такой же тепловой аэростат. Принцип действия такой же, как и у обычных воздушных шаров. Только у него изменена форма оболочки. Т.е. это не привычная нам каплевидная форма, а это именно точная копия корабля «Восток». В этом его особенность. Он немного большей формы. Если мы обычно летаем на тепловых аэростатах, объем которых 3 тысячи кубических метров, то данная спецформа – это 4300 кубометров. Поэтому есть особенности его пилотирования.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

 

Павел: - Этот фестиваль уже не первый, который проводится в Донецкой области. А с чего все начиналось?

Большаков: - Я осмелюсь взять на себя ответственность и сказать, что один из первых аэростатов в Украине появился именно в Донецке более 20 лет назад. У истоков воздухоплавания в Донбассе стоял Николай Николаевич Хренов. К сожалению, его уже нет в живых. Но именно он заявил о Донбассе не только в Украине, не только в странах ближнего, но и дальнего зарубежья. Вы помните, что в начале 90-х годов была очень тяжелая экономическая ситуация. Тепловые аэростаты и воздухоплавание относятся к дорогим видам спорта. Потому что стоимость самой техники достаточно высокая, а также ее эксплуатация требует определенных материальных затрат. И команда должна состоять из нескольких человек. По прошествии многих лет нашими коллегами были организованы соревнования под названием «Воздушное братство». Оно состояло из нескольких этапов, которые проходили в разных городах Украины. Как правило, первый этап начинался в мае в Феодосии, затем в Каменец-Подольском, Киеве и Донецке. В Донецке – в районе Святогорья. Как раз один из этапов – четвертый этап соревнований «Воздушное братство» и назывался «Кубок имени Берегового». Но в связи со многими обстоятельствами у нас это движение притихло. В том числе и из-за того, что не стало Николая Николаевича Хренова. Он был идейный вдохновитель. Но сейчас с большим энтузиазмом начал заниматься воздухоплаванием Александр Геннадьевич Фомин. И я считаю, что мы сейчас находимся на новом этапе, на новом витке спирали. Воздухоплавание у нас в Донбассе возрождается.

Фото ГРАНОВСКИЙ Иван

 

Елена: - Николай Николаевич Хренов уделял большое внимание детям. Он руководил клубом имени Сикорского. Сейчас кто-то продолжает его дело?

Большаков: - Его дети, правопреемники, занимаются. Они тогда еще занимались. Но все опять-таки связано с экономической ситуацией. Клуб функционирует, работает, но сейчас предпочтение отдается воздушным змеям. Это именно для детей.

Анна: - Сколько сейчас в Донецкой области шаров, кому они принадлежат, и кто на них летает?

Фомин: - В настоящий момент в нашем огромном регионе с большим потенциалом всего лишь два шара. Это именно те шары, которые пошиты нами в надежде на то, что мы сможем возродить эти славные традиции, попытаемся поднять их на новый уровень, если у нас хватит сил, комсомольского задора и других необходимых человеческих качеств. Будем стараться. К большому сожалению всего два шара, но хорошо, что они есть.

Анна: - Вы сами их шьете?

Фомин: - Нет, мы их шьем, разумеется, не сами. На самом деле в мире очень мало производителей, которые реально могут пошить шар, четко соответствующий всем необходимым предъявляемым требованиям. Поэтому когда мы стали выбирать производителя, к кому обратиться за помощью, мы остановили свой выбор на чешском производителе – фирме «Kubicek», известной во всем мире. На этом производстве в городе Брно были заказаны и пошиты эти шары. А эксплуатантом является донецкое воздухоплавательное общество, которое специально создавалось с этой целью. И фактически мы на этом фестивали презентовали донецкое воздухоплавательное общество «Добролёт».

Игорь: - Насколько сложно управлять тепловым аэростатом? И где у нас обучают пилотированию таких конструкций?

Большаков: - До осени прошлого года на территории Украины был один сертифицированный центр. Это не просто организация, где обучают пилотированию, а организация, которая внесена в реестр гражданских авиационных организаций. Это специальная сертифицированная школа, которая находилась в Феодосии. А в прошлом году появилась еще одна школа. У нее добрые традиции, хорошие пилоты, инструкторы. Сейчас в этом киевском воздухоплавательном обществе самые рейтинговые пилоты. Александр Геннадьевич Фомин как раз выпускник первого выпуска этой школы. Обычно считалось, что в феодосийской школе в год проходили обучение до 5 человек. В этом году – необычайно. То ли конкуренция начинает сказываться, то ли еще что-то. Но уже буквально за зимний период уже больше 10 человек там обучилось.

Фото ГРАНОВСКИЙ Иван

 

Фомин: - Мне кажется дело не в конкуренции. Дело в том, что люди, которые в Киеве занимаются обучением, организацией процесса обучения, они талантливы, влюблены в небо. Их талант и любовь к небу позволяет на новом этапе по-новому подойти к этому вопросу. И результат, который достигнут, на самом деле, колоссальный – 20 подготовленных пилотов. Заметьте, это при том, что на сегодняшний день в Украине всего порядка 50 пилотов, а летающих еще меньше. Подготовить 20 человек, которые готовы сегодня выполнять эту работу, это очень здорово, это хороший результат. Огромное им спасибо за их работу. Это раз. И два – это  то, что в проведении мероприятий, подобных тому фестивалю, который мы проводили, они оказали помощь. Это достаточно сложное мероприятие в организационном плане, сами мы вряд ли бы его потянули. Поэтому, огромное спасибо нашим друзьям из киевского воздухоплавательного общества, которые оказали нам организационную поддержку, моральную поддержку. Они приехали к нам своими экипажами. И это мероприятие, не побоюсь этого слова, наше совместное детище.

Николай: - А почему так мало пилотов сейчас летает? Нет шаров?

Фомин: - Да, летчиков больше, аэростатов меньше. Поэтому если мы говорим о развитии воздухоплавания, то у нас это все должно развиваться комплексно. Должны готовиться новые пилоты, и, соответственно, они должны быть обеспечены техникой. Пилот без аэростата – это только номинальный пилот. Пилот должен летать.

Женя: - Сколько стоит обучение? Какие документы нужны? Есть ли какие-то ограничения по здоровью или возрасту для тех, кто хочет научиться летать на воздушном шаре?

Фомин: - Есть, безусловно, ограничения. Минимальные требования – после 16 лет можно обращаться для обучения. Есть ограничения и по здоровью – это первое требование. Как любая летная деятельность, воздухоплавание связано с жесткими ограничениями по здоровью. Т.е. человек должен быть просто здоров. Поэтому, первое, что нужно сделать – это пройти медицинскую комиссию, которая подтвердит, если человек годен. Это должно быть подтверждено соответствующим сертификатом. Нужно зайти на сайт киевского воздухоплавательного общества. Там есть подробная информация о процессе, технологии и стоимости обучения.

Елена: - Сертификат о прохождении обучения выдается один раз или потом надо подтверждать свою квалификацию?

Большаков: - Выдается пилотское свидетельство международного образца, так называемая лицензия. Она выдается на двух языках – на государственном, украинском, и на английском. Т.е. пилот теплового аэростата, который прошел обучение и у него есть медицинский сертификат, он допущен к самостоятельным полетам и имеет право летать как на территории Украины, так и в других странах.

Фомин: - При этом стоит добавить, что он является командиром воздушного судна. Аэростат – это воздушное судно. Кстати, курс обучения состоит из двух составляющих – курс теоретической подготовки (это порядка 92 часов). Начитку лекций проводят опытные преподаватели. У нас в Украине хороший преподавательский состав, мастера своего дела. После теоретической подготовки нужно сдать экзамен и после этого курсант допускается к практическим занятиям. Практические занятия – это 16 часов. Необходимо летать сначала с инструктором. И впоследствии, когда уже инструктор посчитает, что обучаемый имеет достаточно навыков, он сдает летный экзамен  и допускается к самостоятельным полетам. После того, как теоретическая и практическая программы полностью выполнены, подаются документы в Департамент авиации, где выдается свидетельство, о котором мы сказали.

Большаков: - Свою квалификацию пилот должен подтверждать раз в два года. Есть курсы. Пилот должен проходить дополнительно освидетельствование. И раз в два года проходить медицинскую комиссию.

Сергей: - Существуют ли какие-нибудь территориальные ограничения для полетов на воздушном шаре?

Фомин: - Ограничений достаточно много. Если бы все летали, как захотели, то во что бы мы превратили наше небо! На самом деле это регламентированный процесс. Есть ограничения как на полеты над городом, так и по особым зонам. Вся эта информация изложена в аэронавигационных картах, которыми мы пользуемся при подготовке к полету и при осуществлении полета. Все это нужно четко учитывать и выполнять необходимые требования.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

 

Большаков: - Сейчас Украина входит в состав ICAO– это международная авиационная организация. В соответствие с ней у нас воздушное пространство разделено на воздушные зоны. Есть зоны неконтролируемого воздушного пространства. Если пилот воздушного судна официально зарегистрирован в Департаменте и имеет действующий сертификат, то в этой зоне он может более спокойно выполнять полеты. Более свободно, но это не означает вседозволенность. Существуют другие воздушные пространства, как по высоте, так и по территориям, где уже необходимо в случае сноса (т.к. тепловой аэростат не просто перемещается в воздушном пространстве, а летит, куда идут воздушные массы), то в случае захода в такую зону пилот аэростата обязан доложить информацию в диспетчерскую. Он должен сообщить о том, что он только будет входить в нее. И отсюда все вытекающие последствия. Этому всему обучают.

Светлана: - А на какую высоту может подняться воздушный шар?

Фомин: - Теоретически или практически?

Светлана: - Практически.

Фомин: - Наши друзья, которые приезжали из Москвы (Станислав Федоров – Президент российского воздухоплавательного общества), в прошлом году на День авиации установили мировой рекорд подъема на тепловом аэростате в открытой гондоле. Они поднялись на высоту свыше 9 тысяч метров. Это рекордный полет. Они подняли флаг авиационный на этой высоте, запечатлели это все. Этот рекорд был зафиксирован.

Елена: - Олег, Вы ведь тоже установили рекорд, когда запускали воздушный шар в соляной шахте, под землей. Как пришла идея такого полета?

Большаков: - В то время использование воздушного пространства для полетов – это была длительная процедура. Это сейчас все проще. Нам хотелось полетать, чтобы и от погоды не зависеть. У нас есть еще один шар, маленький, одноместный -  так называемый хоппер. Этот шар специально был спроектирован для рекорда. На таких шарах летают во всем мире. Подготовка была тоже длительная, но не такая, как при использовании воздушного пространства.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

 

Елена: - Этот рекорд должен был быть зарегистрирован в Книге рекордов Гинесса. Вы уже получили сертификат о регистрации?

Большаков: - Да, должен был. Были представители из Москвы, они занимались процедурной частью. Но лично я этой книги не видел. Но нам были выданы сертификаты на установление этого рекорда, заявлено везде, но самой книги я не видел.

Ольга: - Управлять шаром сложнее на большой высоте или на малой?

Фомин: - Я не хочу вдаваться в технические подробности. На самом деле, полет на тепловом аэростате – это очень красивое зрелище. И для тех людей, которые снизу наблюдают за полетом, и для тех, кто находится в данный момент в корзине. Поэтому я не вижу смысла забираться так высоко, чтобы тебя никто не видел, и чтобы ты землю не видел. Гораздо интереснее, когда аэростат определяется визуально.  Тогда полет доставляет удовольствие. Поэтому мы стараемся летать достаточно низко, если нет задач идти на рекорд, выполнять какие-то специальные упражнения. Обычный полет проходит на 300 метрах, до километра. Это обычная рабочая высота.

Большаков: - Лучшая высота – это высота птичьего полета.

Сергей: - А какие специальные упражнения можно выполнять с помощью аэростата?

Фомин: - Если речь идет о соревнованиях, то на дальность полета, на точность. Когда они выполняются, то нужно уже подбирать соответствующую высоту, исходя из поставленной цели. Тут уже речь не идет о том, насколько ты хорошо выглядишь снизу.  Здесь речь идет о том, чтобы качественно выполнить поставленную задачу. Поскольку по различным эшелонам высоты потоки ветра перемещаются по-разному, в зависимости от разных обстоятельств, то в данном случае и проявляется квалификация пилота, который способен учитывать это все, найти необходимый поток и выполнить поставленную задачу.

«ВСЕ, КТО ПОДНИМАЕТСЯ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ ПЕРВЫЙ РАЗ, ПОЛУЧАЮТ ДВОРЯНСКИЙ ТИТУЛ»

Таня: - У воздухоплавателей есть какие-то традиции, суеверия?

Фомин: - Есть и традиции, есть и суеверия, как у любых летающих людей. И их достаточно много. Скажем об основных. С того момента, когда братья Монгольфье начали эру воздухоплавания, появилась главная традиция. Все, кто первый раз поднимается на воздушном шаре, они вступают в дворянское общество – общество воздухоплавателей. По указу короля Людовика XVI, который присутствовал при первом подъеме, все, кто поднимается первый раз, получают дворянский титул и становятся владельцами земель, над которыми они пролетают. Когда должен был состояться первый полет, желающих полететь не было, никто не хотел рисковать. И первая идея была, что  в полет должны были отправиться преступники, которые были приговорены к смертной казни. Однако, нашлись два добровольца, которые посчитали, что не пристало совершать столь благое дело преступникам, поэтому они, как дворяне, сказали, что готовы выполнить монаршую волю и полететь. Был осуществлен полет. И реальный указ был подписан монархом. Единственная поправка в него была внесена. После того, как было обещано столь серьезное вознаграждение в виде дворянского титула и собственность на землю, стало очень много желающих полететь. И монарх ограничил немного свои обещания и сказал, что земли будут принадлежать этим дворянам только тогда, когда они будут находиться на высоте не менее 1,5 метров над землей. Пока они парят в воздухе, они являются владельцами этих земель, приземлились – все, уже нет. Но, тем не менее, дворянами они остаются. И эта добрая традиция сохранилась до наших времен. Все, кто впервые поднимается в воздух, они посвящаются в Дворянское Собрание, они получают дворянский титул. Это, на самом деле, красивая традиция. Подтверждается она соответствующей грамотой. Ее выдает пилот, который поднял этого человека в воздух. Он же посвящает его в дворяне.

Фото ГРАНОВСКИЙ Иван

 

Елена: - А как происходит сама церемония посвящения?

Фомин: - Мы не будем выдавать наших секретов. Потому что любое Собрание, любая общность, объединенная своей идеей и своей целью, а в данном случае такой красивой целью, как воздухоплавание, имеет свои секреты. Только для посвященных. Поэтому, для того, чтобы войти в это Собрание, надо осуществить полет. Вот когда вы осуществите полет, станете лицом посвященным, тогда Вам станет известна тайна сия.

Елена: - А суеверия?

Фомин: - Ну, здесь таких общих нет. Я начинал в «железной» авиации, самолетной. Там суеверий больше. Например, одно из основных суеверий гласит, что фотографироваться перед вылетом ни в коем случае нельзя. А у воздухоплавателей – наоборот. С учетом того, что многие полеты выполняются по поставленной задаче, то одно из правил гласит, что должен быть сделан фотографический снимок, на котором должен быть запечатлен пилот, воздушное судно, на котором он поднимается, чтобы были четко видны номера, другие указательные знаки. Это делается для идентификации как пилота, так и воздушного судна для последующей регистрации рекорда. Поэтому у нас наоборот – любят фотографироваться и много фотографируются как перед полетом, так во время полета, так и  после. 

Юлия: - Здравствуйте! Мечтаю покататься на воздушном шаре. Где  у нас в области можно эту мечту реализовать? Сколько это стоит? Нужна ли специальная подготовка? Сколько обычно людей берут в полет?

Фомин: - Мечту можно реализовать, обратившись в донецкое воздухоплавательное общество «Добролёт». Стоимость оговаривается отдельно с каждым желающим полететь. Специальной подготовки никакой не требуется. Все ограничивается инструктажем, который проводит пилот перед осуществлением полета. Ну, и желательно, иметь соответствующую форму одежды – свободную, ближе к спортивной. Это основные пожелания. В корзину одновременно можно взять в среднем около 4 пассажиров. 

Фото ГРАНОВСКИЙ Иван

 

Большаков:- Это в такие аэростаты, какие используем мы. А вообще аэростаты делятся на разные типы. Один из самых необычных шаров, который находится в киевском воздухоплавательном обществе. Недавно на этом шаре был сделан рекорд перелета из Хмельников Винницкой области в Селидово Донецкой области. Дальность полета составляла 708 километров, и длился он более 12 часов. И в гондолу этого аэростата помещается 36 человек. Т.е. воздушные шары бывают разных типов. Тот шар очень большой – 14 тысяч кубических метров. Для него нужна гораздо большая команда. И также, количество пассажиров, которых можно взять в корзину, зависит от погоды. Это количество определяет пилот. Но в рамках руководства летной эксплуатации. Также полеты осуществляются на воздушных шарах зимой. Оригинальность зимнего полета состоит в том, что когда температура за бортом -15, -20 градусов, то внутри гондолы  температура порядка +15 градусов. Т.е. очень комфортно и тепло. И т.к. тепловой аэростат летит со скоростью ветра, то внутри гондолы ветра нет. Единственное, что перед таким полетом пилот рекомендует взять с собой еду и горячий чай. Потому что мало ли где будет посадка. Пока летишь – час или два – тебе хорошо, а когда приземляешься, начинаешь чувствовать, что на дворе зима. И пока ждешь команду подбора – машину сопровождения, пока она доедет, а вдруг еще снега и сугробы мешают, нужно что-то согревающее. 

Фомин: - Зимой, действительно, очень здорово летать. Красиво, заснеженные поля. Есть своя особенность. Летом по-своему хорошо, зимой – по-своему. Так что на самом деле – это очень здорово! 

Большаков: - летать можно круглогодично. Лишь бы не было сильного ветра. У разных типов аэростатов разные ограничения по ветру. Но в среднем считается до  7,5 – 8 м/с. Это на уровне земли. Т.е. если в воздухе ты летишь, и там будет ветер 20 м/с, то это не страшно. Главное – стартовый ветер. Потому что оболочка имеет большую площадь. Площадь поперечного сечения порядка 500 квадратных метров. Соответственно, на нее ветер оказывает очень большое физическое воздействие и корзину будет очень сильно «болтать». Как правило, шары летают утром очень рано и вечером. Это самое лучшее время, очень красиво – солнце восходит или садится. Виды красивые, фотографии красивые получаются, воздух чистый. Хотя, бывают полеты и днем. 

Ольга: - Какие у вас планы на ближайшее время?

Фомин: - Планов громадье. Осталось только их осуществить. В ближайшее время, я думаю, на день защиты детей постараемся детям сделать подарок. Всех, конечно, не можем охватить, но выберем какие-нибудь детские учреждения, где дети наиболее обделены родительским вниманием, и постараемся детям доставить удовольствие путем поднятия их на шарах. Кроме того, мы заявлены на участие в международных соревнованиях  воздухоплавателей, который проводится в Великих Луках в России.