Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Сергей Курдюков: «Евроспорт» добрался даже до Китая»

Сергей Курдюков: «Евроспорт» добрался даже до Китая»
Фото: Фото КОЛЕСНИК Павел

В минувшие выходные в Донецке прошли международные соревнования по велоспорту «Гран-при Донецка». Пятый год подряд ведущим с места событий  этой велогонки является комментатор телеканала «Евроспорт» Сергей Курдюков. В пресс-центре «КП» Сергей ответил на вопросы читателей «Комсомолки»

Елена: - Когда в Украине и России велоспорт будет также популярен как в Италии и других странах Европы?

- Для начала давайте разберемся, откуда такой высокий уровень популярности в старушке Европе? Как соревновательный спорт, велоспорт – занятие очень давнее в Европе и давно оформившееся. Где есть уже своя, полностью оформившаяся культура. Что касается нас, очень неплохие ростки в этом плане еще в Советском Союзе, многие говорят, что из-за того, что тогда было мало развлечений. И, соответственно, это одно из ярких зрелищ, которое было доступно людям. Поэтому люди ходили на велогонки, на международные соревнования. Я всегда привожу примеры, когда привозили кумира в Москву, в Киев, даже несмотря на известные события тогда, в 1986 году, все равно людей было очень много на улицах. Ну, и генетически это вполне наш вид спорта. Поэтому люди готовы к восприятию его. Что же касается формирования нового имиджа, в новых условиях нужны всякие разнообразные усилия. Проведение большего количества соревнования с привлечением гонщиков первого эшелона. Но это такой эволюционный период. И в руках болельщиков очень многое. Если вы это любите, заражайте своей любовью окружающих.

Дмитрий: - Расскажите, пожалуйста, о тех соревнованиях, которые сегодня проходят в Донецке.

- Традиционная гонка, на которой я с самого начала. Так получилось, что я вместе с организаторами у истоков стоял. Это уже пятая, юбилейная гонка «Гран-при Донецка». Сегодня будут соревнования в рамках критериума. В рамках чемпионата Украины по критериуму. Но открытого чемпионата, поэтому есть россияне, есть итальянцы, есть белорусы – это вполне международная гонка. Гонка по очкам, очень динамичная. Что же касается международного календаря UCI, то завтра будет этот старт. Плюс завтра будет гонка ветеранов – прославленных гонщиков. Сухорученков, гордость Донбасса Мавроди, Климов, Жданов, Угрюмов, Абдужапаров – такие люди, которых обязательно нужно увидеть.

Фото КОЛЕСНИК Павел

Анна Моисеенко: - Трудно ли вам комментировать «Гран-при Донецка»? В чем главная трудность?

- Во-первых, здесь же я работаю как то, что называется в Европе – спикер. Комментатор, который стоит с микрофоном, который работает непосредственно  на поляне. Тут своя специфика безусловно, касающаяся того, что держать ситуацию под контролем в комментаторской кабине мы уже привыкли. Мы расслабились, честно говоря. Потому что у нас источники информации везде: все электронное, все под рукой. Соответственно в режиме онлайн все поступает, тут же телефоны. Здесь - ты в живую, как по старинке. Поэтому есть определенная сложность. Плюс сложность еще и в том, что здесь естественная акустика и, соответственно, надо работать со звукорежиссерами, чтобы все тебя слышали, чтобы ты голос не сорвал. Но, с другой стороны, это своя динамика, совершенно особенная: вот гонщики, ты видишь гонщиков, получается взаимодействие между тобой и гонщиками, между тобой и судьями, меду тобой и представителями команд, которые бывают очень недовольны. Потому что ты работаешь еще и как судья-информатор, и если ты там что-то напутал, кому-то дал не те очки, они уже говорят: «Как? Мой первый!». Достаточно забавно, я бы не сказал, что это предельно сложно. Просто по-другому.

Лена: - Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы пришли в эту профессию?

- Что касается моей эволюции, это все было по очень извилистому пути, потому что я начинал как спортсмен. Потом у меня был достаточно долгий период, когда я работал в театре, на озвучках, на радио. Закладывалась база всесторонняя. Я окончил институт иностранных языков. Это очень хорошее гуманитарное базовое образование. Я бы любому посоветовал. В нашем тесно спаянном мире это очень-очень помогает. И все это как-то вместе собралось в единый сундучок к концу 90-х годов, когда я пошел сначала на радио «Спорт». Это было очень ново в Москве. Это было впервые в России – целиком спортивное радио. Ну, и  с этого началось. С 99-го года я на «Евроспорте». Потом еще на многих других каналах параллельно работал. В меньшем объеме, но, тем не менее, главным пристанищем для меня, конечно, является наш многоязычный канал, общеевропейский, который я считаю лучшим спортивным каналом. Особенно с точки зрения таких видов, как мой любимый велоспорт.

Анна: А Вы ведете комментарии только на русском языке?

- На русском. На русском у нас  22 языковых поднесущих, 22 офиса по разным местам. Вплоть до того, что добрались даже до Китая. Хотя, это уже совсем не евроспорт, но марка сохраняется. Я работаю на русском на 1/6 часть суши, плюс мы доступны в режиме онлайн за счет евроспорт-плеера, мы доступны в европейских странах и вообще по всему миру. Плюс в Израиле тоже нас смотрят.

Анна: - А на английском языке не пробовали комментировать?

- Я на английском работаю достаточно много в силу своей журналистской специализации. Но в плане комментариев – нет, не приходилось. Поскольку в сутках 24 часа и такая возможность не возникала.

Dorofeev Sergey: - Расскажите о своей семье? Есть ли у вас дети, идут ли они по вашим стопам?

- Женат очень давно. По современным меркам. У нас получился такой юниорский брак, что сейчас не очень типично, потому что сначала люди делают карьеру, а потом начинают что-либо на этой основе предпринимать. Жена - коллега. И начиналось все с общей театральной деятельности, а потом даже какое-то время поработали вместе на этом радио «Спорт»,  потом пути журналистские разошлись. Она сейчас работает в структуре «Маяка» в эфире, плюс еще на телевидении. Тоже достаточно типично, чтобы занимались в одной профессии. У нас один сын. Мне не было еще и 20 лет, когда он родился. Сейчас он уже достаточно взрослый. Что касается движения по стопам, то у него совершенно своя стезя. Он на велосипеде кататься любит, в свое время мы с ним немало покатались. Но поскольку я сам достаточно серьезно прозанимался спортом,  он видел, что это такое: это травмы, это предельное напряжение. Может быть это, а может быть еще и то, что он с детства грезил небом, у него сейчас все связано с авиацией. И человек абсолютно фанатично этому предан.

Фото КОЛЕСНИК Павел

«КОГДА СТОИШЬ У ИСТОКОВ ПРОФЕССИИ, ОЧЕНЬ МНОГОЕ ДЕЛАЕШЬ НА ЭНТУЗИАЗМЕ»

Олег: - Телекомментатор – это хорошо оплачиваемая профессия? Или работаете на энтузиазме?

- А у нас многие на сегодняшний день работают на энтузиазме? Я могу сказать, что когда стоишь у истоков профессии, очень многие вещи делаешь практически на энтузиазме. Это важно. Потому что ты должен понять, что сразу банк сорвать не получится, и ты должен заложить свою профессиональную базу. Но на сегодняшний день я бы сказал, что при новом капитализме  есть огромное количество специальностей, которые куда более щедро оплачиваются. Это не золотая жила. Но это позволяет вполне достойно жить, если ты профессионал достаточно высокого уровня. Я знаю своих коллег, которые закончили активную комментаторскую деятельность именно потому, что меньшими усилиями большее количество денег заработать можно, если голова варит. Но для меня это неприемлемо, потому что я обожаю журналистику во всех ее проявлениях. Поэтому, золото лопатой не гребешь, но вполне достойно.

Fanat: - Вы комментируете не только велоспорт, но и зимние виды спорта – лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина. Вам они действительно интересны или это обязаловка?

- Я практически никогда не комментировал то, что мне было неинтересно. В начале моей деятельности на «Евроспорте» было время, когда у нас было мало комментаторов, штат формировался постепенно, и приходилось просто какие-то прорывы закрывать. Добросовестно к этому делу подходишь, готовишься, вникаешь. Но это были эпизоды. Это было ненадолго. Что же касается вышеназванных, то это виды спорта, которые меня действительно интересуют и вдохновляют. Кстати говоря, не только они.

Семен Ивченко: - Способна ли Россия провести гонки уровня Тур де Франс или что-то близкое этому?

- Потенциальная способность, конечно, есть. Другое дело – что значит уровень Тур де Франс?  Тур де Франс – гонка, также как и другие великие гонки, которые существуют по сотне лет, они уже полностью сложились. И для того, чтобы уровень был абсолютно такой, для этого нужно, если не сто лет должно пройти… Обратите внимание, что Уэльта до сих пор немножко как бы в группе преследователей, потому что она образовалась позже и проводилась на таком уровне – приглашений меньше. Потенциальная возможность по нынешнему финансовому состоянию, желанию завоевывать какие-то лидирующие позиции в плане спорторганизации, как чемпионаты по футболу или Олимпиады – это, в любом случае, более скромно по размаху. Хоть по затратам, хоть как. Но, с другой стороны,  это гонка. И надо понять, что если впряглись в это  дело, то это время должно существовать. Мне бы очень хотелось.

Семен Ивченко: Будут ли в России еще такие команды как «Катюша»?

- «Катюша» все-таки часть глобального проекта и плоть от плоти его. Поэтому эта команда большебюджетная, команда мощная. И, конечно, несколько таких проектов в одной стране, наверно, это сложно. Было бы очень хорошо, чтобы были другие команды. Может быть, несколько меньшего масштаба по бюджету, по звездам и т.д. Но они составляли бы такую внутреннюю конкуренцию и опять же давали рабочие места дополнительно тем гонщикам, которые в «Катюшу» не попадают. Скорее всего, такая же,  это и не нужно. А какие-нибудь, которые бы стояли рядом, чуть пониже – да.

Velosuper: - Давно ли садились на велосипед? Выступаете ли на соревнован иях любителей или ветеранов?

- В этом сезоне практически еще не ездил. В силу того, что у меня в течение последних трех лет появилась новая «болезнь» - я занимаюсь спортивными горными лыжами. И поэтому зимний сезон – это зимний сезон. Что же касается велосипеда, то когда сезон и нормальные дороги, я сижу на велосипеде постоянно и тренируюсь постоянно. Но гораздо меньше гоняюсь, чем гонялся раньше. Объясню почему. Я принимаю участие в тех гонках, которые не особенно требуют подготовки сегодня. Потому что и ветеранский спорт, категория мастерс, как ее называют вообще во всем мире, это стало очень серьезным. Там выросли скорости, там люди накатывают объемы, лидеры – такие же, как и профессионалы. И готовятся во всех смыслах так же, как профессионалы. И, конечно, когда в группе есть пяток таких человек, они начинают диктовать скорость, ты понимаешь, что если ты вышел полусырой или с какими-то мягкими накатами, то ты просто напросто гробишь свой организм. Эту роскошь, к сожалению, себе нельзя позволить.  Хотя, конечно, обидно, что невозможно стартовать столько, сколько раньше, когда это движение только зарождалось. Но, с другой стороны, я постоянно с велосипедом, на велосипеде. И когда появляются какие-то возможности выступить без обязаловки, то да.

Suleimen: - Сергей, я слушаю ваши трансляции на Евроспорте практически с самого начала - если не изменяет память с 1999 года. Но в последнее время я стал замечать, что качество вашего комментария сильно упало. Я знаю, что вы параллельно ведете множество других трансляции и видов. Вы не задумывались сконцентрироваться только на нескольких видах? Всё-таки всё невозможно охватить, к тому же я думаю, что такая нагрузка может отрицательно сказаться на вашем здоровье.

- Я уже говорил насчет нескольких видов, повторяться не буду. Я итак не распыляюсь на все, что мне интересно. Что же касается падения качества, то в 95% случаев я получаю отзывы совсем иного плана. Т.е. я продолжаю развиваться, ищу в том же деле немножко иные формы. Я слышал иногда вопросы о том, что вот, мол, ты мало рассказываешь разных баек. Но иногда я ловил себя на том, что это превращается в велорадио, не имеющего практически никакого отношения к событию. И там новость сорока на хвосте принесла, и то, и то, и то… На экране в это время происходит то, что будет потом пружинами развития сюжета этапа, а мне практически некогда об этом сказать, потому что я говорю о том, что происходило где-то и страшной комментаторской скороговоркой. Я понял, что это избыточно. Хотя кому-то показалось, что если этого меньше, то это плохо. Бывает так, что ты всех устраиваешь, но когда ты начинаешь что-то менять, и некоторые люди что-то принимают в штыки. Ну, а что касается объема, то я бы сказал, что он несколько поуменьшился, потому что какие-то второстепенные виды, я их просто убрал.

Oleg: - С кем из европейских звезд Вам удалось пообщаться "вживую"? Кто произвел наибольшее впечатление?

- Интересный вопрос. И на самом деле он не имеет ответа. Потому, что каждая встреча оставляет настолько колоссальное впечатление. Что было бы несправедливо к другим великим сказать, что этот на меня произвел большее впечатление, а этот меньшее. Я хотел сказать о другом. Самые незабываемые впечатления были тогда, когда я впервые встречался с нашими легендарными спортсменами, на которых равнялся в детстве, которые были кумирами детства. Вот это были самые грандиозные впечатления. В частности, те люди, которые будут на «Гран-при Донецка» в эти два дня, они кумиры детско-юношеского возраста и они навсегда таковыми останутся. Несмотря на то, что я сейчас с ними накоротке. Эта трансформация была потрясающей.

Фото КОЛЕСНИК Павел

Александр Сергеевич: - Что нужно, чтобы стать телекомментатором «Евроспорта»?

- Как сказать? Нужно, чтобы многое сложилось для начала. Это такой очень разный путь для всех. На самом деле нет единого рецепта. Нужно хорошо знать какие-то виды спорта, болеть ими, любить их. Нужно обладать известной речевой подготовкой, широким кругозором, желательно очень знать иностранные языки. И чем больше, тем лучше. Это базовые моменты, а дальше – как сложится.

Анна: - Вспомните, пожалуйста, какие-нибудь курьезные случаи в Вашей профессиональной деятельности.

- Например, применение ненормативной лексики, которое, в общем-то, несвойственно мне. И в жизни, и в эфире. Но был момент, когда соревнования были просто ужасные. Там ничего не происходило. Тем не менее, трансляция шла, была очень длинной, состав участников был так себе… И эти участники тихо спали, а хотелось из этого сделать зрелище. И я искал, натужно искал, а потом, естественно, рекламная пауза возникает, и звукорежиссер забывает убрать мой звук. Он что-то делал, а я был убежден, что звук выключен. И я высказал все, что думал! И это все прошло в эфир. Слава Богу, это было на начальных стадиях этапа, поэтому аудитория была не очень плотная, но кто это засек, это на всю жизнь. Периодически мне вспоминают. А так курьезы периодически случаются, посмеешься и идешь дальше. Надо просто сесть и все их записать.