Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Игорь Дацюк: «Ребят-срочников в горячие точки не отправляют»

Игорь Дацюк: «Ребят-срочников в горячие точки не отправляют»
Фото: Фото ЛАЗЕБНАЯ Наталья

Павел: - С 1 апреля в Украине начался призыв на воинскую службу. Расскажите, пожалуйста, о том, как он проходит, сколько новобранцев от Донецкой области уйдут этой весной в армию?

Дацюк: - На протяжении последний 4 лет Донецкая область отправляет в ряды Вооруженных Сил практически одинаковое количество людей. Весной и осенью мы отправляем около 2 тысяч. Весной 2 тысячи и столько же осенью. На сегодняшний день эти цифры остались неизменными. Получен наряд на отправку в ВС. Это нормальная плановая работа. Она начинается после того, как подписан Указ Президента Украины о проведении очередного призыва. В данном случае такой Указ состоялся еще в январе 2011 года. И с 1 апреля нам предписано начать данную работу. Она состоит из нескольких этапов: прохождение медкомиссии ребятами, второй этап – это прохождение призывной комиссии, и третий этап подготовки к службе в армии – это непосредственное прибытие на областной призывной пункт, работа с представителями воинских частей и убытие к местам прохождения службы. Мы сейчас находимся на этапе медицинских и призывных комиссий. И уже, начиная с 12-13 апреля, наши мальчишки будут отправляться в части. По Донецкой области в среднем -15 человек. Этой весной мы планируем призвать от Донецкой области 1 790 человек. Они будут служить во всех видах и родах войск. На сегодня у нас есть артиллеристы, танкисты, сухопутчики, солдаты, которые обслуживают ракетные части, которые обслуживают самолеты, аэродромы.

«НА ОДНО МЕСТО В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПРЕТЕНДУЮТ 15-20 ЧЕЛОВЕК»

Елена: - В следующем году не ожидается ли уменьшения количества новобранцев? В 1995-95 годах демографическая ситуация была очень сложной.

Дацюк: - Такая статистика у нас есть. Работа военкомата не заключается только лишь в отправке призывников в ряды ВС Украины. Мы сами обсуждаем различные аспекты деятельности военкомата. И мы начинаем работать с мальчишками еще тогда, когда они учатся в 9- 10-11 классах. К примеру, мальчишек, которые сегодня учатся в 11 классе, которым сегодня 17 лет, мы поставили их на воинский учет в военных комиссариатах городов и районов. Безусловно, этих детей, по отношению к тем, которые были рождены в 89-90 годах, их меньше. Но на сегодня у нас сложилась такая специфическая ситуация, когда на 1 место в рядах Вооруженных Сил Украины претендует от 15 до 20 человек.

Фото ЛАЗЕБНАЯ Наталья

Елена: - Т.е. еще не каждый из тех, кто хочет, попадет?

Дацюк: - Безусловно. Мы стараемся отобрать лучших ребят. И, к примеру, осень 2010 года мы закончили с таким показателем, которого никогда раньше не было: мы отправили ребят с высшим образованием. Ребят, которым уже по 21-22 года, которые осознанно сделали свой выбор, у которых диплом о полученной профессии. У некоторых уже и семьи. Таких ребят у нас было 240 человек из почти 2 тысяч. Это достаточно высокий процент.

Анна: - Игорь Павлович, скажите, а наши призывники служат только в Украине, или их отправляют и за пределы страны?

Дацюк: - Нет, все призывники из Донецкой области служат исключительно в Украине. Безусловно, у Украины, как у государства, есть международные обязательства, но ребят срочной службы по международным обязательствам Украина никуда не отправляет. Туда идут ребята, которые находятся на контрактной службе. Ребят-срочников ни в какие горячие точки не отправляют.

Иван: - Недавно в Днепропетровской области был осужден лейтенант за издевательства над солдатами, грубое обращение. В Донецкой области бывали такие инциденты? И что Вы делаете, чтобы такого не допустить?

Дацюк: - Географически сложилось так, что на территории Донецкой области не очень большое количество воинских частей. К примеру, в самом Донецке дислоцируется всего одна воинская часть, которая находится в районе аэропорта. Несколько частей внутренних войск. Тот факт, о котором Вы говорите, о том, что был осужден лейтенант, который избивал военнослужащих, имел место. На территории  Донецкой области, к счастью, таких случаев нет. В подобных случаях я вижу только один метод работы – это, прежде всего, воспитание офицера. Поверьте, тот лейтенант был не намного старше призывника. Им нечего делить. Это вопрос воспитания. И он присущ не только для армии, но для различных слоев населения, для различных профессий. Что для этого надо делать? Прежде всего, профилактика: работа старших командиров, офицеров с младшими офицерами и военнослужащими срочной службы. И мы должны понимать: наверно, это не совсем правильно, когда на армию возложена функция воспитания. В армию человек должен идти выполнять свой конституционный долг, выполняя свое право. И офицер, и солдат. Момент взаимовоспитания исключить нельзя, но надо постараться выполнять свою работу. То, что предписано функциональными обязанностями. Тогда будет порядок.

Иван:- Но если у солдата-срочника все же сложилась такая ситуация, куда ему можно обратиться?

Дацюк: - В составе призывных комиссий обязательно находятся сотрудники центров социальных служб молодежи. Существуют центры психологической поддержки. Это две общественные организации, которые вне армии, куда можно обратиться и сказать: «Здесь у нас не все в порядке». Это первая позиция. Вторая – это семья. Не должно быть разрыва связи между призывником и семьей. И третье – это место работы. Согласно действующему законодательству за призывником сохраняется место работы. И четвертое – это правоохранительные органы, которые существуют в армии, которые имеют возможность вмешаться в деятельность Вооруженных Сил. Еще есть свои внутренние правоохранительные органы – это военная служба правопорядка, у которой есть свои следственные органы, есть военная прокуратура, служба военной контрразведки.  

Николай: - С какими болезнями не берут в армию? И как вы оцениваете состояние здоровья нынешних призывников?

Моргун: - На данный момент состояние здоровья призывников по сравнению с предыдущими годами, намного лучше. Это связано с тем, что до того, как призывник попадает в военкомат, подростковая служба ведет первичный контроль, направляет в соответствующие лечебные учреждения и проводит диагностику. По всем ребятам, которые находятся на диспансерном учете, подаются заявки в военкомат и комиссия решает, служить ли этому призывнику или нет. На первом месте, по-прежнему остается травматологическая служба. Это сколиоз и плоскостопие. Где-то около 60% ребят именно с травматической патологией. Сердечнососудистые заболевания на втором месте. Это врожденные пороки сердца, и на третьем месте – неврологическая патология.

Фото ЛАЗЕБНАЯ Наталья

Елена: - А зрение?

Моргун: - По зрению – около 20%.

Дацюк: - Перечень болезней призывников очень обширный. Он размещается в совместном приказе Министерства обороны и Министерства здравоохранения, который составляет более 200 страниц. Эта книга не является секретной, этот приказ есть в Интернете. Любой призывник, любой родитель, любая общественная организация может придти в военный комиссариат и ознакомиться с этим перечнем.

Анна: - Но если брать в процентном соотношении – сколько призывников здоровы полностью?

Моргун: - Из 100%  здоровых 64-65%.

Инна: - А в какие войска больше всего стремятся попасть новобранцы?

Моргун: - Десантниками хотят быть, в морфлоте служить и много желающих в президентский полк. Хотя туда отбирают самых лучших и ограниченное количество. В итоге большая часть призывников попадает в сухопутные части.

Станислав: - У моего сына рост 195 и хорошая физическая форма. Его возьмут в президентский полк? Как туда попасть и какие преимущества это дает?

Дацюк: - Рост у мальчика великолепный. Помимо роста и физических данных, есть требование к  уровню образования. У парня должно быть не менее 11 классов образования. Среднеспециальное и высшее образование только приветствуется. Еще одно требование – полная семья. Мы должны четко понимать, что любой молодой человек, который воспитывается в неполной семье, все-таки испытывает определенный недостаток внимания. Если его воспитывает одна мама, ему будет сложнее адаптироваться в условиях армии. Кроме того, не должно быть никаких приводов в милицию. Не попадают в президентский полк те ребята, у которых родители были судимы или привлекались к уголовной ответственности. Других особых требований к призывнику нет.  Ребят, желающих попасть в это подразделение, у нас много. Всех отправить туда мы не имеем возможности. У нас в президентский полк попадает 12-15 человек в призыв. Т.е. в год мы отправляем порядка 30 человек. Помимо этого подразделения также существует рота почетного караула Южного оперативного командования. Мы туда также отправляем порядка 30-40 человек. Этой ротой опекается наш губернатор Анатолий Близнюк, председатель областного совета. К этой роте у нас тоже особое внимание. Что касается привилегий – их нет. Но, к примеру,  при трудоустройстве или при поступлении в ВУЗы, такие ребята, наверно, имеют приоритет. Хотя они поступают на общих правах.

Елена: - Ребят из неполных семей не берут только в президентский полк? А в обычные войска? И в какие войска идут служить сироты?

Дацюк: - Детей-сирот мы в ряды Вооруженных Сил Украины не берем. Таких детей, круглых сирот, у которых нет ни мамы, ни отца, у нас, к счастью, единицы. Осенью мы столкнулись с тремя или четырьмя мальчиками, у которых вообще нет родителей. Мы их не берем по нормальным, общечеловеческим принципам. Бывает так, что мальчишка сирота и если мы его заберем в армию, может быть та квартира, которая у него есть, остается невостребованной на протяжении периода его службы.  Коммунальные платежи и прочее. Т.е. мы ему создаем дополнительные проблемы в жизни. А при наличии такого количества призывников, мы можем не травмировать ни психику, ни материальное положение этого человека. В то же время, эти призывники не ограничены в своих возможностях идти на контрактную службу. Т.е. если он видит себя в армии, путь в армию ему не закрыт из-за того, что у него нет родителей. Просто на срочную службу, наверно, неэтично брать такого мальчика.

Фото ЛАЗЕБНАЯ Наталья

Елена: - А не было таких случаев, когда они сами просились в армию?

Дацюк: - Такие случаи есть. Никто такие вопросы у нас без внимания не оставляет. Мы беседуем с ними и предлагаем варианты. Например, контрактная служба в той местности, где молодой человек живет.

Анна: - А что должен уметь призывник в плане физической подготовки?  

Дацюк: - Сейчас мы сталкиваемся с тем, что наши призывники идут чуть менее подготовленными, чем раньше. Исходя из того, что служат наши ребята совсем немного – от года в сухопутных частях, до 9 месяцев, если у него есть высшее образование, то времени чему-то научиться, принести пользу коллективу, армии, стране и государству, у него мало. Поэтому мы пошли по тому пути, что стараемся призывников с высшим образованием использовать, исходя из этого образования.  Спортивные разряды, прыжковая подготовка (прыжки с парашюта) – это все учитывается. Мальчиков,  имеющих прыжковую подготовку, мы отправляем в аэромобильные части. Имеющих какие-то навыки работы на средствах связи – отправляем в части связи. Ребят, которые имеют образование, полученное в техникумах или профтехучилищах, мы отправляем служить ближе к технике. Если у парня есть музыкальное образование, если он играет на музыкальных инструментах, мы будем рассматривать вопрос о его призыве в часть, где есть музыкальный оркестр, военный ансамбль и т.д.

Степан: - Я бы хотел вместо срочной службы сразу заключить контракт и получать зарплату. Как это сделать? 

Дацюк: - В этом проблем никаких нет. Желательно иметь образование, немного отличающееся от 11 классов (потому что на сегодня 11 классов – это необходимый разумный и достаточный минимум). В каждом военкомате есть сотрудники по отбору на контрактную службу. Любой гражданин может придти в военкомат, встретиться с этим сотрудником, ему предложат заключить контракт и начать проходить службу в рядах ВС. Есть несколько определенных моментов. Вызывают вопросы материального обеспечения, заработка, проживания, размещения войсковой части и т.д. Поэтому все эти вопросы надо обсуждать на месте. Традиционно, жители Донбасса хотят остаться на территории Донецкой области. Но на территории Донецкой области войсковых частей не очень много. С молодым человеком заключается контракт, и он сразу убывает в учебное подразделение для того, чтобы получить воинскую специальность. А из учебного подразделения он убывает в свою войсковую часть, где он будет проходить постоянную службу. Год, два, три, в зависимости от того, какой контракт он подписал. Так вот, эта войсковая часть может оказаться в любом месте Украины. И здесь возникают вопросы, связанные с проживанием – наем жилья, перевозом семьи, устройством жены на работу и детей в садик и другие. Поэтому этот вопрос общий. И ответ на него звучит следующим образом: в каждом военкомате, который находится на территории Донецкой области, есть представители 175-го центра комплектования военнослужащих по контракту, которые в конкретном случае разберутся и подскажут.

ЗАРПЛАТА КОНТРАКТНИКА – ТЫСЯЧА ГРИВЕН И ОБЕД

Елена: - Какая зарплата у контрактника?

Дацюк: - На сегодняшний день военнослужащий по первому контракту получает порядка 1000 гривен и получает еще либо бесплатное питание (обед), либо компенсацию за неиспользованное питание. В целом получается порядка 1,5 тысяч гривен. Это при первом контракте. При получении очередных воинских званий, при получении более высокого уровня образования, более высоких должностей, эти цифры увеличиваются.

Елена: - При таких цифрах, следующий вопрос о том, много ли у нас желающих служить по контракту, отпадает сам собой.

Дацюк: - По итогам прошлого года из Донецкой области мы отправили служить по контракту около 130 человек. Для нашего региона – это не много. Хотя, один из главных факторов, на мой взгляд, это отсутствие частей на территории Донецкой области. Когда мальчик хочет служить, но нанимая жилье, он будет платить за него больше половины своей зарплаты, то все остальные вопросы переходят на второй план. А мы живем не для того, чтобы работать, а работаем для того, чтобы жить.

Фото ЛАЗЕБНАЯ Наталья

Анна: - Что ожидает призывника, который уклоняется от службы в армии?

Дацюк: - Я себе очень сложно представляю, что значит, при таком конкурсе, который существует на сегодняшний день, уклоняться от службы. В армию сейчас попасть невозможно. А мы должны четко представлять, что сегодня мы находимся в том обществе, которое требует здоровых, профессионально подготовленных людей, которые с желанием ходят на работу. Я общаюсь со многими руководителями разного уровня, директорами предприятий. И они не хотят брать на работу людей, которые не служили в армию. Сейчас не пойти в армию – это лишить себя перспективы в жизни. Что касается мер ответственности, они прописаны в кодексах «Об административных правонарушениях», в уголовно-процессуальных кодексах. Не прибытие на медицинскую комиссию влечет определенные денежные штрафы. Они не высоки. Но смысл такой: когда человек не появляется до 25 лет, ему выдадут военный билет, в котором будет записано: «В ВС не служил по неуважительной причине». И придя в отдел кадров, вы отдаете этот военный билет, руководитель посмотрит, что в течение 8 лет вы не могли прийти на медкомиссию. И вряд ли вас захотят взять на работу. Не пойти в армию сейчас просто. Не надо прятаться где-то. Можно придти и сказать: «Я сегодня по своему мировоззрению еще не готов идти в армию». Только не нарушая закон. Не надо скрываться.

Светлана: - А люди, которые по религиозным соображениям не могут идти в армию?

Дацюк: - Сейчас есть Закон «Об альтернативной вневоинской службе». Если человеку не позволяет вера брать в руки оружие, он идет в местную администрацию, готовит пакет документов, который подтверждает, что он является прихожанином такой-то церкви. Приходит на заседание комиссии по альтернативной службе, которая сделает выводы и определит ему место прохождения службы. Каждый год принимается перечень предприятий, куда идут служить такие ребята. Это предприятия водоканала, это предприятия жилищно-коммунального хозяйства, предприятия, связанные с услугами медбратьев и т.д. Из тысячи призывников на альтернативную службу идут 2-3 человека.

Анна: - Сколько и какой еды положено призывнику в сутки?

Дацюк: - Все наши призывники, возвращаясь после службы, приходят домой, набрав вес. Ну, прежде всего, это молодой организм. Второе – это режим дня. Чего греха таить, дома наши призывники не живут по распорядку дня. Больше едят вечером. Сникерсы всякие, чипсы, кола, не занимаются физической подготовкой. А тут нормированный прием пищи. И мальчишки за год набирают 7-8 килограммов. Они возвращаются физически окрепшими и возмужавшими. Это однозначно, и сомнению не подлежит. Что касается питания… Мы ушли от того питания, которое было ранее, в Советском Союзе. Тогда в армии были наши армейские повара. Они что-то пытались готовить. У кого-то получалось вкусно, у кого-то не очень. Сейчас решением Министра обороны Украины утвержден перечень частных фирм, которые оказывают услуги по подготовке доведения до военнослужащих пищи. Нормы пищи определены приказом Министра обороны. А само приготовление и доведение до военнослужащих. В связи с этим ушли такие моменты, как наряд по кухне, мойка посуды, чистка картофеля. Те функции, которые ранее возлагались на солдат и использовались как методы трудового воспитания, они сейчас ушли на второй план. Сейчас все эти функции возложены на частные предприятия, которые занимаются вопросами организации общественного питания. Нормы продуктов утверждены приказом Министра обороны № 426 от 2002 года, когда еще существовала схема кормления через службу тыла. Нормы еще те. По этим нормам, к примеру, рыбы на мальчишку в сутки положено 150 граммов, мяса 200 граммов, макаронных изделий – 120 грамм, круп -120 грамм, хлеба и хлебобулочных изделий – 350 граммов, яйца, масло, молоко. Все это прописано, и все это доводится и проверяется. На питание в месяц выходит много. Мы проводили сравнительные расчеты и получается, что в месяц на мальчишечку тратится более тысячи гривен на питание. По ценам прошлого года. Мы проводили эти расчеты для того, чтобы определить, сколько будет стоить обед контрактнику, если он попросит его заменить денежным эквивалентом.

Елена: - А фирмы определяются тендером?

Дацюк: - Да, они определяются тендером. Определяются на год. И с них очень серьезный спрос. Они проверяются командиром. Допустим, я как командир, должен проверить, все ли мои сто человек получили все, что им положено по перечню. Посмотрел на столах, поговорил с солдатами. Кроме того, приготовление пищи контролируется санэпидстанциями. Причем, санэпидстанции – не военные, а гражданские. Они имеют право зайти на территорию части и проверить, как помыты котлы, сделать анализы, проверить, какая вода, какое масло. Они все контролируют.

Анна: - Кто шьет одежду для военных, и на какой срок она рассчитана?

Дацюк: - Какой модельер шил нашу форму, я сказать не могу. Но она меня устраивает, мне в ней комфортно. Что касается военнослужащих срочной службы, у них с формой дело обстоит скромнее. Сегодня у них нет парадных мундиров и белых сорочек. Мы от этого отошли. Потому что солдат все-таки должен нести военную службу и поэтому белые пиджаки ему ни к чему. Ему выдаются берцы, камуфляжные мундиры, в которых удобно, и можно проводить рукопашный бой, перемещаться по земле. И такая камуфляжная форма выдается из расчета 1 комплект на полгода.

Весенняя призывная кампания продлится до 31 мая 2011 года.