Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Вадим Писарев: «Донецк узнают через балет»

Вадим Писарев: «Донецк узнают через балет»
Фото: Фото БУНОВСКИЙ Константин

«Я ЗА КЛАССИКУ, КОТОРАЯ БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО»

Дина: - Вадим Яковлевич, расскажите, пожалуйста о том, как пришла идея возродить международный конкурс артистов балета имени Сержа Лифаря?

Писарев: - Донецк – город-новатор. Здесь рождаются новые идеи, движения. Спустя 6 лет мы решили возродить всемирно известный конкурс балетного искусства имени Сержа Лифаря на сцене донецкого театра оперы и балета.  Такие конкурсы не должны умирать, потому что это лицо всей культурной Украины. Об этом конкурсе знают во всем мире, и до сих пор спрашивают, почему он не проводится. Он проходил раз в два года. Донецк решил возродить эту традицию. И пусть следующие конкурсы будут проводиться в Одессе, в Киеве или во Львове. Любая популяризация классического балета, где бы она не происходила, для меня это большое счастье. Не случайно у нас уже в восемнадцатый раз у нас будет проводиться фестиваль «Звезды мирового балета», не случайно здесь зарождаются какие-то новые идеи. Я, как артист балета, посвятил этому всю жизнь. Мне небезразлично, что в Украине происходит, и будет происходить. Поэтому я за все новое, за все настоящее и за классику, которая будет жить вечно. А мы ее просто должны поддержать.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Елена: - В чем особенность конкурса?

Писарев: - Он проходит  в год  120-летия Сергея Прокофьева. Вы знаете, что и аэропорт у нас будет назван его именем. Особенность конкурса заключается в том, что среди балетмейстеров, на музыку Прокофьева должна быть осуществлена постановка, хореография. Конкурс будет готовить очень много сюрпризов, интересных новостей. Будут открываться новые имена. Мы узнаем, чем дышит молодое поколение балетмейстеров. Т.е. много всего интересного будет. Председателем жюри, как всегда, по традиции будет Юрий Николаевич Григорович. И мы, конечно, должны вспомнить и Юрия Александровича Станишевского, который был родоначальником этого конкурса. И в память о нем мы и возрождаем этот конкурс именно в Донбассе.

Лягущенко: - Я хотел бы несколько слов сказать об истории конкурса. Действительно, Вадим Яковлевич очень правильно вспомнил Юрия Александровича Станишевского. Это выдающаяся личность, это человек, который создал украинское балетоведение. Доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии искусств Украины и многих зарубежных академий. Именно он стоял у истоков этого конкурса. На заре независимости нашего государства, в начале 90-х годов, когда в Украину стали возвращаться имена незаслуженно (по идеологическим причинам) забытых наших земляков, он выступил с предложением вернуть на Родину имя нашего гениального земляка, бога танца, как его называли в мире, Сергея Михайловича Лифаря. Известно, что Лифарь родился в Киеве. Поэтому абсолютно логично выглядела идея учредить новый конкурс имени этого выдающегося человека. Так и произошло. В 1994 году Министерство культуры, Академия танца и Национальная опера выступили инициаторами создания этого конкурса. Всего состоялось шесть конкурсов.  На всех конкурсах художественным руководителем был Юрий Александрович Станишевский. Последний конкурс прошел в 2006 году в Киеве на сцене Национальной оперы. Затем в жизни нашей страны начались определенные проблемы, сложности, называемые кризисом. И по этим объективным причинам проведение конкурса прекратилось. Юрий Александрович неоднократно пытался возродить конкурс. По правилам, он проводится раз в 2-3 года. Но так получилось, что это не удалось. Юрий Александрович ушел из жизни. А мы с Вадимом Яковлевичем его ученики. Юрий Александрович создавал Академию танца, которую я сейчас возглавляю, я защищал диссертацию у него. Вадим Яковлевич тоже знаком  был с Юрием Александровичем очень давно. Он по жизненному и творческому пути шел вместе с Юрием Александровичем. У него вообще был дар – помогать талантливым людям. И мы с Вадимом решили попробовать вернуть этот конкурс к жизни. Спасибо, поддержало нас Министерство культуры.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Инга: - Будет ли на конкурсе представлена академия танца имени Сержа Лифаря?

Лягущенко: - Да, обязательно. Будут участники – соло и дуэты. В разных возрастных группах. От академии также будут участники в номинации хореографы. А поскольку конкурс проходит на родине Сергея Сергеевича Прокофьева в год его 120-летия, естественно, он должен нести хореографию на музыку Прокофьева. Поэтому Академия представит отрывки из балетов и даже целые балеты. Показ балетов – это будет внеконкурсная программа. Вадим Яковлевич блестяще соединил два мероприятия: фестиваль детских балетных спектаклей «Гран-па» заканчивается, и в тот же день, 27 марта, в Международный день театра открывается конкурс. Так вот в рамках фестиваля «Гран-па» Академия танца покажет программу балетов Прокофьева. Малоизвестных балетов – «Сказка о шуте», «Скифскую сюиту», «Петя и волк». Это будет полноценная программа на два акта.

 

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Nik: Будет ли представлена на конкурсе Школа Вадима Писарева? 

Писарев: - Наша школа будет представлена двумя участниками. Это две девочки  - Губрий и Репа. Они будут идти по младшей группе. А в старшей – Светлана Бледненко, Виктор Томашек, Станислав Варанкин.

«ЭТО БУДЕТ НАСТОЯЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА»

Дина: - 27 марта – Всемирный день театра. Вы приурочили открытие конкурса к этой дате. Как это будет проходить?

Писарев: - Это будет по-настоящему международный концерт. К нам приедут участники из России, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратов, Словакии, Японии, Казахстана. Это будет настоящий международный праздник танца в Международный день театра. В этот день будет заканчиваться фестиваль «Гран-па» и открываться конкурс. Мы хотим на сцене передать символический ключ фестиваля Юрию Григоровичу. И Григорович откроет седьмой международный конкурс имени Лифаря. Я вам скажу, когда я смотрел документальный фильм о Сергее Лифаре, последний, кто видел Лифаря живым и беседовал с ним – это был Юрий Николаевич Григорович.

Александр: - Каков общий бюджет конкурса. Кто финансирует этот проект?

Писарев: - Призовой фонд – 150 тысяч долларов. (Ну, 110, плюс налоги. Мы же не будем налоги забирать у артистов). К примеру, Гран-при – 20 тысяч долларов.  Эту сумму победитель и получит, а налоги оплачивает конкурс. Нас поддерживает и Министерство культуры, и областные администрации Киева и Донецк. Он проходит под патронатом Людмилы Янукович. И мне очень приятно, что все наши идеи она всегда поддерживает. И «Гран-па», и «Звезды мирового балета». Это душа всех наших балетных мероприятий, которые проходят не только в Донецке, но и в Украине, и за рубежом. Конкурс должен пройти даже лучше, чем раньше. Я открою вам секрет: всегда конкурс Лифаря критиковали за малое участие иностранных танцовщиков. В этом году, может быть благодаря Интернету, когда можно легко зайти на сайт, зарегистрироваться, купить билет и участвовать, очень много участников из-за рубежа. Т.е. Донецк узнают через балет. Что у нас здесь новый стадион, что у нас будет проходить Евро-2012, и что здесь родился Прокофьев, что это угольный шахтный регион. Это все будут знать.

Елена: - А кто уже зарегистрировался?

Лягущенко: - Мы не взяли список, чтобы назвать всех поименно. Но тут интересная арифметика.  На первом конкурсе было 7 стран и около 50 участников. На последнем, шестом, который проходил в 2006 году, было порядка 120 участников из 12 или 14 стран. На сегодняшний день мы имеем уже участников из 7 стран. Заходили, регистрировались еще люди из 4-5 стран. Т.е. я думаю, что мы будем на уровне прошлого раза. Но прошу учесть, что, во-первых, мы готовим конкурс в сжатые сроки. Решение было принято фактически в конце октября месяца. По сложившейся исторической практике проведения Международных конкурсов, они готовятся за год. Очень много людей отозвалось даже в такие краткие сроки. Мы с Вадимом Яковлевичем, советуясь, принимали решение – нужно ли так делать в краткие сроки. Потом решили, что определенный риск в этом вопросе необходим.   А во-вторых, конкурс практически новый. О нем уже успели забыть. Поэтому, представительство 12-14 стран, это будет очень хорошо.

 

Фото БУНОВСКИЙ Константин

«КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ УШЕЛ НА ВОСТОК»

Анна: - А откуда приедут участники?

Лягущенко: - Из ближнего зарубежья. Очень сильные участники из Казахстана. Из России, из Белоруссии - из стран, где сильные балетные школы. Грузия, Латвия, Киргизия. Вообще вы знаете, что классический балет ушел на Восток. Что в нем сейчас превалируют, во многом доминируют представители Кореи, Китая, Японии. Европа и Америка больше любят танцевать модерн. Мужской состав участников конкурса будет очень интересный. Женский, думаю, тоже. Я думаю, что мы увидим много интересного. Т.е. можно сказать, что заявились на конкурс опытные конкурсные игроки. Эти люди участвовали на конкурсах в Перми, в Сеуле, в Москве. Это те люди, которые ездят по конкурсам. Это может быть очень хорошо, а может и не очень. Но это их право.

 

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Елена: -  Известно, что Школа Вадима Писарева есть в Китае и недавно открылась в Ивано-Франковске, будут ли представители этих школ участвовать в конкурсе?

Писарев: - Понимаете, плод должен вызреть. Восемь лет должно пройти, чтобы появились конкурсанты – артисты балета. Это не телешоу.

Лягущенко: - И те, которые приходят на телешоу, они уже готовы к этому.

Писарев: - Вот возьмите победителя шоу «Х-фактор» Алексея Кузнецова. Он уже работал в нашем хоре, когда пошел на конкурс. Ну, и там себя показал. А так просто стать звездой невозможно. Балетмейстерами просто так тоже не становятся. Нужен большой опыт, знания. Нужно много видеть, много слышать. Конкурс, конечно, дает шанс быть сильным среди сильных.

Анна: Планируются ли еще какие-нибудь культурно-просветительские мероприятия в рамках конкурса? Приедут ли звезды, чтобы поддержать молодые таланты?

Лягущенко: - Кроме праздника балета у нас еще будет и праздник возвращенной культуры. В рамках конкурса мы планируем показ фотовыставки, посвященной Сергею Лифарю, на которой будут представлены уникальные архивные фотографии. Они будут представлены в фойе. Кроме того, в рамках нашего мероприятия будут представлены несколько книжных выставок. Самая уникальная это будет выставка  - это книги Сергея Лифаря. Т.е. те книги, которые он держал в руках, те книги, которые издавались при его жизни, с его автографами. Хочу представить еще одного участника нашей конференции – это Леонид Семенович Криворучко – директор Киевской библиотеки искусств, хранитель сокровищ Лифаря. Именно он своими руками принимал эти раритеты из рук вдовы Сергея Михайловича. Когда конкурсы в Украине возродились, жена Лифаря высказала пожелание, чтобы наследие ее мужа, которое во Франции оказалось особо никому не нужно, вернулось на его родину. В числе всего прочего была передана и книжная коллекция. Ее принимал Леонид Семенович. И эту коллекцию мы привезем в Донецк.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Криворучко: - Мы привезем книги из собрания Лифаря. Лифарь был страстный библиофил. Здесь будут его авторские издания, в разном исполнении. Будут представлены даже макеты книг. За стены нашей библиотеки, нашей мемориальной комнаты, эти книги никогда не выходили. Поэтому можно сказать, что они будут представлены впервые здесь, в Донецке. Книги о балете, об истории мирового балета, книги о нем. И он очень Пушкиным увлекался. Его пушкиниана известна во всем мире. Он издавал « Евгения Онегина», письма Гончаровой. Его издания – пушкиниана, тоже будут представлены. У него была уникальная театральная коллекция. Мы привезем часть его коллекции.

«МУЗЫКА ПРОКОФЬЕВА – ЭТО ЛУЧШАЯ БАЛЕТНАЯ МУЗЫКА XX ВЕКА»

Марина: - Почему по условиям конкурса для хореографов обязательна постановка сюжета на музыку Прокофьева, а для артистов балета нет?

Писарев: - Артисты балета могут исполнить любую музыку и любую хореографию. Лишь бы он прозвучал и прошел на третий тур. Тут нужно думать о самом артисте, а не о хореографии. Сам артист должен смотреть: в чем он лучше выглядит, какую пластику он лучше исполняет – или Раду Поклитару, или Григоровича. Чтобы сам артист прозвучал и прошел на третий тур.  Много будет сюрпризов. Мы используем то, что форум большой и приедет много балетмейстеров. Мы в июне месяце будем делать такой спектакль «Григеяна» под руководством Владимира Васильева. Лучшие хореографы будут делать постановки на музыку Грига. Потом мы это все объединяем и делаем такой концерт, как «Шопениана». А мы его назвали «Григеяна». Академия Андрея Геннадьевича тоже принимает активное участие. Молодые балетмейстеры, которые хорошо себя зарекомендуют, получат право или путевку участвовать в большом международном гала-концерте в Осло, в  Норвегии. Мы дадим шанс молодым балетмейстерам проявить себя. И он наравне с выдающимися мастерами балетмейстерского искусства будет выступать в таком концерте.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Ира: - Что вас больше всего привлекает в личности Лифаря?

Лягущенко: - Меня, как директора хореографического учебного заведения, потрясает в личности Сержа Лифаря его начало, его путь в балет. Он начал очень поздно заниматься этим искусством. В 16 лет. Сейчас в этом возрасте уже готовый артист выходит на сцену. А он в холодном, голодном Киеве увидел и понял, что это его призвание на всю жизнь. И он сделал себя сам. Это уже потом он попал к Дягилеву, учился у Чикетти. Но первое – это огромное желание. И я своим студентам привожу его в пример, говорю им: «У вас прекрасные данные, но если нет желания, вы не станете большим артистом. Берите пример с Лифаря». Можно назвать и другие фамилии в нашей истории: Рудольф Нуриев, в том же возрасте начал. Валерий Петорвич Ковтун – наш блестящий артист балета и хореограф. Это уникальные люди.

Писарев: - А с другой стороны – уникальная форма. Ему Бог дал линии. И то, что он создал балет «Икар» - это полет! И не случайно: Гран-при конкурса – это полет Икара.

Анна: - Есть ли в Донецке молодые балетмейстеры, который достойно смогут представить наш город на этом конкурсе?

Писарев: - Это Василий Маслий. Он, пожалуй, сейчас один из самых ярких балетмейстеров. Это его сестра, Екатерина Маслий. Будут представлены ее постановки. Хотя балетмейстеров у нас не так много. Многие в Киеве учатся и в Академии, институтах. И они уже оттуда будут везти постановки. Поэтому, они уже будут представлять Академию.

Лягущенко: - На последнем, шестом, конкурсе шла речь о том, что не присудили ни золотую, ни серебряную медали балетмейстерам. Прошло пять лет. Мы надеемся, что пришло новое поколение украинских балетмейстеров. Приедут из Киева и из других городов. Я думаю, что будут интересные работы. Вот вы, например, по проекту «танцуют все» знаете Кристину Шишкареву. Знаете Раду Поклитару. Но Раду просто не имеет права участвовать в конкурсе – он же «золотой лауреат». Но он везет своих учеников – молодых балетмейстеров.

Писарев: - Если задумываться о тридцатилетней истории конкурсов в Советском Союзе, то можно отметить, что, бывало, в конкурсе среди балетмейстеров первого места не присуждали никому. И первую, и вторую, и третью премию не присуждали. Потому что у нас не было таких талантливых балетмейстеров. Наш конкурс ставит акценты – как нужно развиваться балетмейстерам молодым. Я уверен, что на нашем конкурсе будет много интересных, показательных работ.

Лягущенко: - Тем более на музыку Прокофьева. Это лучшая балетная музыка XX века. Так как лучшая XIX века – это Чайковский.

Елена: - А уже известно, какие постановки будут?

Лягущенко: - На музыку Прокофьева мы увидим балетмейстерскую работу великой советской балерины Людмилы Ивановны Семеняки. Она приезжала сюда и выступала как балерина на фестивалях, а здесь она будет показывать номер на музыку Прокофьева, как балетмейстер. Будет фрагмент из балета «Шут». Тоже очень интересно. Премьера балета «Шут» состоялась в 1921 году. Это было 90 лет назад в балете Дягилева. Лифаря там еще не было. Но это был дебютный балет Прокофьева. И спустя 90 лет на родине Прокофьева возрождается этот балет. Но в программе первого тура конкурсной программы будет показан фрагмент этого балета. А в программе фестиваля «Гран-па» будет показан весь балет. В Киеве уже была премьера. Вадим Яковлевич был на премьере. Очень интересная работа.

«ДОНЕЦК -  СКАЗАЛ, ДОНЕЦК - СДЕЛАЛ»

 

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Елена: - А как продвигается работа над постановкой балета о футболе?

 

Писарев: - Музыка написана. Приступаем к работе уже после конкурса Лифаря. Это наш донецкий проект. И, я думаю, что  Ринат Ахметов будет принимать активное участие. Уже был предварительный разговор.  Это должно быть как история эпохи перемен, личностей. Сегодня Донецк показывает пример и качеством своего стадиона, и музеем футбольного клуба. Потрясающий музей. Не стыдно участников конкурса повести на экскурсию в такой прекрасный музей. Это будет балет о жизни легендарных футболистов, которая за кулисами. Та, которую мы не видим. Вот сегодня ушел Рональдо не пенсию. И все. Он ушел, а вы следите за дальнейшими событиями, которые без него. А человек переживает. Ему же никто не позвонил сегодня! И он никому не нужен, потому что он уже неинтересен. И как этот человек переживает. Я не люблю одиночества. Но он сейчас одинок. Если есть у него друзья, они ему помогут, его надо поддержать в этот момент. У него сейчас начинается новая жизнь. Поэтому, вот такие моменты я хотел бы обострить в этой постановке. Во многом и артисты балета переживают похожее, когда заканчивают карьеру.

Лягущенко: - Кстати, артисты балета переживают похожее, когда заканчивают карьеру. Через 20 лет трудового стажа артист балета выходит на пенсию. И жизнь надо как-то строить по-другому. Хорошо, если кто-то может реализоваться и реализовывается как педагог. Но это могут не все.

Лена: - А кто главный герой в этом балете?

Писарев: - Сам футбол. Я хочу, чтобы были узнаваемы и бакенбауэр, и наш Виталий Старухин, и Срна, и Платини. Там и мелодии должны звучать и Франции, и Германии. Чтобы для болельщиков чтобы балет был интересен.

Лена: - А когда премьера?

Писарев:- Ну… Сделаем! Мы быстро ставим. Донецк сказал, Донецк сделал.

Анна: - А кто написал музыку?

Писарев: - Анастасия Комликова. Это молодая девушка, она учится в Киевской консерватории. Она уже имеет свои работы. Но дайте нам сначала конкурс Лифаря провести.