Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Сергей Дергунов: «В 2011 году мы выйдем на докризисное состояние реального сектора экономики»

Сергей Дергунов:  «В 2011 году мы выйдем на докризисное состояние реального сектора экономики»
Фото: Фото БУНОВСКИЙ Константин

«В БЛИЖАЙШИЕ 4-5 ЛЕТ МЫ БУДЕМ В СОСТОЯНИИ САМИ СЕБЯ ОБЕСПЕЧИТЬ МЯСОПРОДУКТАМИ»

Юрий: - Совсем недавно Премьер-министр Украины озвучил данные, согласно которым экономика Украины идет в рост. Можно ли то же самое сказать о Донецкой области?

- Безусловно, те тенденции, которые есть в Украине, они есть и в Донецкой области. И если мы говорим об объемах промышленного производства, то показатель по росту объемов промышленного производства Донецкой области по результатам 2010 года составляет 14,8%, а по Украине – 11%. Практически все отрасли реального сектора  экономики Донецкой области 2010 год отработали с ростом. Безусловным лидером является машиностроение. Это практически 54%. Если говорить о металлургах – это 15,3%, кокс и продукты нефтепереработки – 15,2%, производство электроэнергии – 9%, перерабатывающая промышленность – 9%.

Юрий: - А по структуре отраслей?

- Если говорить о структуре, то 50% - это металлурги и производство кокса, по 10% занимают машиностроение, производство электроэнергии и угольная промышленность. И остаток – около 20% - это все остальные отрасли.

Андрей: - Куда больше ориентируется экономика области – на внутренний или на внешний рынок?

- Наверно, сложно так сказать об ориентации. Безусловно, и экспорт растет, и внутреннее потребление. Наверно, не совсем экономически правильно говорить о сальдо  внешнеторгового оборота, но сальдо внешнеторгового оборота в Донецкой области положительное. Но правильно все-таки говорить о сальдо внешнеторгового оборота на уровне государства. Но, безусловно, у нас экспорт на сегодняшний день превышает импорт.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Николай: - В последний месяц все активно говорят о мировом продовольственном кризисе. В каком состоянии сейчас наше сельское хозяйство? В состоянии ли мы прокормить сами себя?

- Состояние АПК можно охарактеризовать по нескольким направлениям. Если мы говорим о ростах объемов производства, то они присутствуют. Если говорить отдельно по отраслям – растениеводство, животноводство, то у нас тоже есть положительная динамика, как по растениеводству, так и по животноводству. На сегодняшний день на 100% мы себя обеспечиваем такими продуктами, как все зерновые, такими продуктами, как яйцо и куриное мясо. Если говорить о говядине и свинине, то по свинине мы близки к этому. Сейчас в области реализуется 5 проектов крупнотоварного производства мяса свинины. Общее количество голов порядка 400 тысяч. И если говорить о производстве мяса говядины, то здесь мы выглядим несколько слабее. Но тем не менее первые проекты, скажем, на комбинате имени Ильича -  1200 голов крупного рогатого скота. Это проект был реализован в 2010 году.  Я думаю, что в ближайшие 4-5 лет мы будем в состоянии сами себя полностью обеспечивать мясопродуктами. Пока на сегодняшний день  у нас есть небольшая интервенция.

Сергей: - Как Вы думаете, если будет снят мораторий на продажу земли, это подстегнет наш  АПК?

 - Сложно прогнозировать. Я думаю, что в большей степени нужно связывать не снятие моратория и рост объемов производства, а нужно связывать внедрение современных инновационных технологий, внедрение правильного целевого фонда, передовых технологий в животноводстве. Инновации в АПК – это основа роста объемов производства.

«ПРОБЛЕМА ПЕСТИЦИДОВ В 2011 ГОДУ В ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ БУДЕТ РЕШЕНА» 

Ольга: Сергей Геннадьевич, вызывает беспокойство большое количество промышленных отходов в Донецкой области. В конце концов, во всем цивилизованном мире существуют способы их переработки, утилизации. Будет что-либо подобное реализовано в Донецкой области?

- У областной администрации промышленные отходы тоже вызывают беспокойство. Но мы предпринимаем конкретные действия для решения этой проблемы. Проблема пестицидов в 2011 году в Донецкой области будет решена. В прошлом году вывезли 300 тонн. Оставшиеся 200 тонн будут вывезены на переработку в этом году. Аналогично по всем другим  небезопасным работам ведется. Я думаю, что в  этом году будет полностью реализован проект по горловскому химзаводу  - освобождению от тротила. Я думаю, мы приблизимся к решению по переработке остатков мононитрохлорбензола. Это в большей степени научная проблема. Буквально 2 недели назад было заседание государственной комиссии по техногенной безопасности и чрезвычайным ситуациям и там, в том числе, звучала проблема горловского химзавода, как одного из потенциальных источников  опасности. И были приняты конкретные решения именно по этому предприятию. Проблему с желтым фосфором мы закрыли еще в позапрошлом году.  То есть  фактически это системная целенаправленная работа. Есть программа областной администрации, которая направлена на работу с опасными отходами. К сожалению, безотходного промышленного производства на сегодняшний день не существует. Мы все равно, производя продукцию,  должны будем думать, что делать с отходами.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Юрий: - Не так давно Азаров подал идею создания в Донецкой области своего варианта Силиконовой долины или российского Сколково. Скажите, какие-то предложения уже поступали?

- Я думаю, что не стоит рассматривать это как прямой аналог Сколково или Силиконовой долины. Речь шла о тех инновационных проектах, которые зарождаются и уже имеют какую-то ступень реализации в Донецкой области. Скажем, варианты проектов по ветроэнергетике, которые сегодня реализуются немецкой компанией вместе с двумя предприятиями – Краматорским заводом тяжелого станкостроения и заводом «Энергомашспецсталь».  Я думаю, что уже в 2011 году мы увидим первые  шаги в реализации этих проектов. Есть бизнес-планы. Таких  проектов на сегодняшний день существует 3. Два из них – в Новоазовском районе, один – в Першотравневом. Если мы говорим о проекте, который есть в Новоазовском районе, то у нас сегодня есть 189 ветроустановок общей мощностью 21,8 МВт.  Это примерно 50% от проектной мощности. В  2010 году Новоазовские ветроэлектростанции выработали 10 миллионов КВт/ч электроэнергии.  Это нам позволило сэкономить 3 тысячи тонн условного топлива. Если переводить на деньги, то это будет порядка 1,5 миллионов гривень. Если говорить о двух новых проектах, то стоимость проекта «Ветряной парк «Новоазовский» составляет 1,2 млрд. гривен. Есть бизнес-план. С ним можно ознакомиться. Если говорить о третьем проекте, то общая сумма ожидаемых инвестиций – порядка 1 млрд. евро. Я думаю, что это тоже тот проект, который мы сможем увидеть в 2011 году.

«НУЖНО ХОРОШО ПОДГОТОВИТЬСЯ И ПРОВЕСТИ ФИНАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ЕВРО-2012, А ПОТОМ УЖЕ СЧИТАТЬ ПРИБЫЛЬ»

Анна: Донецк усиленно готовится к Евро-2012. Скажите, какой, по-вашему мнению, экономический эффект можно ожидать от проведения чемпионата?

- Я не готов озвучить цифру. В большей степени нас сейчас волнует вопрос своевременной подготовки инфраструктуры. Вы знаете, что  2011 год для нас завершающий с точки зрения подготовки инфраструктурных объектов. Они должны быть готовы не позже декабря 2011 года.  Это самая главная доминанта по линии подготовки турнира. Но я думаю, что  есть простой вариант: сегодня известна цена билета, известно количество мест на стадионе и количество матчей. Если посчитать прямым счетом и к этому прибавить стоимость пребывания в гостиницах, стоимость питания и услуг, которые  сегодня должен предоставить принимающий город и область. Сначала нужно хорошо подготовиться и качественно провести турнир, а потом уже считать прибыль. Я согласен, и были такие  замечания о том, что наш координационный центр не очень хорошо информирует население о ходе подготовки области. Действительно, принимаются замечания. Мы это поправим, и уже поправили. Это тоже наша претензия к координационному центру. Все стороны подготовки к Евро должны быть доступны.

Анна: - Будут ли гостиницы "Дружба" и "Украина" задействованы на Евро-2012? Будет ли реконструкция этих зданий в ближайшее время?

- Будет ли проводиться реконструкция – это вопрос к собственникам. А то, что они будут задействованы – безусловно.

Наталья: На каком этапе находится обсуждение плана будущего художественного музея? когда начнется строительство? И успеет ли музей распахнуть двери к Евро-2012?

- Выделена площадка. Сейчас город проводит конкурс предпроектных  архитектурно-планировочных решений.  В феврале он будет завершен. Донецк, как принимающий город, будет принимать решение.

«УГОЛЬ ДОБЫВАЛСЯ И БУДЕТ ДОБЫВАТЬСЯ»

Игорь: - Один из самых серьезных вопросов для нашей области – дальнейшая судьба угольной отрасли?

- Есть проблемы в работе угольной отрасли. Уголь – это энергетическая безопасность Украины. Уголь добывался, и будет добываться. Есть вопросы в том, чтобы экономика угольной промышленности была сбалансирована. Есть вопросы в  увеличении производительности труда. Но шахты как работали, так и будут работать. Шахтеры как добывали уголь, так и будут добывать. Еще раз  хочу подчеркнуть – уголь – это основа энергетической безопасности Украины. Это наш ресурс, который есть  в достаточном количестве. Здесь нужны решения, в том числе и на уровне правительства, по сбалансированности экономики угледобывающих предприятий.

Фото БУНОВСКИЙ Константин

Юрий: - Несколько лет назад бывший министр угольной промышленности Полтавец очень жестко критиковал систему холдинговых компаний за то, что она неэффективна. Ваше отношение к этому?

- На самом деле это одна из форм организации угольных предприятий. Было много вариантов – были и государственные предприятия, перед этим были комбинаты. Если говорить об организационной форме, то было много различных операций, и я думаю, что сейчас в этом направлении тоже  будут сделаны какие-то шаги. В феврале-марте месяце мы будем уже иметь точную информацию  по видению Министерством  энергетики и угольной промышленности организационной структуры. Мы говорим об организационной структуре. Но там есть еще целый рад вопросов, связанный с производительностью труда, с увеличением доли механизированной добычи, с увеличением нагрузки на лаву, вообще с техническим перевооружением. Т.е. это целый комплекс вопросов, который Министерству предстоит решить по реформированию угольной отрасли. Я бы сейчас никаких предварительных выводов не делал. Я думаю, что в самое ближайшее время будут приняты решения, направленные на повышение производительности, на увеличение механизированного труда, на безопасность и т.д.

Елена: - Вы сказали, что уголь – это энергетическая безопасность нашей страны. Существует программа реструктуризации отрасли. Скажите, пожалуйста, планируется ли в 2011 году закрыть какие-то угольные предприятия? Если да, то какие и сколько?

- На этот вопрос Вам точно может ответить министр, поскольку это не моя компетенция.  Безусловно, свое видение реструктуризации угольной промышленности у нас есть. Мы его докладывали в Министерстве. Я знаю, что сейчас в Министерстве идет дискуссия на эту тему. Ну, если коротко говорить, то суть концепции в том, что уголь – это, действительно, энергетическая безопасность Украины. Действительно его нужно добывать, добывать больше и с лучшей производительностью. Поэтому все угольные предприятия будут разделены на 3 группы. Определены базовые предприятия, которые сегодня успешно  работают и будут развиваться, будет определена группа предприятий, которые будут  законсервированы, как потенциальные мощности. И группа предприятий, которые будут подлежать закрытию. Я думаю, что в  2011 году начнется реализация этой концепции.

Анна: - Какую лепту в экономику региона сейчас вносит малый бизнес? И какие тенденции прослеживаются?

- Если говорить о лепте, то она не очень велика. Фактически 80% объемов промышленного производства области  определяют 280 предприятий, которые нельзя отнести к малому бизнесу. В 2010 году мы в области произвели продукции на 185 миллиардов гривен. В 2011 году планируем произвести на 200 млрд. грн. Но малый и средний бизнес, на мой взгляд, чрезвычайно важная составляющая реального сектора экономики области. И по количеству занятых людей, для которых это источник существования себя и своих семей. Мне очень нравится новая программа по развитию малого и среднего бизнеса, которая презентовалась у нас, в областной администрации. Я думаю, что в ближайшее время она будет принята на сессии. Т.е. это инновационные подходы. Никто и никогда с таких позиций к малому и среднему бизнесу не подходил. И тот документ, который разработан на 2011-2012 годы имеет право на жизнь. Что еще очень важно: эта программа по развитию малого и среднего бизнеса, которая родилась, она на стадии обсуждения аккумулирует в себе все предложения, в том числе и непосредственно самих представителей малого и среднего бизнеса. Что на мой взгляд очень важно.

Николай: - Сейчас многие экономисты высказывают такие опасения, что громадные людские массы перетекают из сферы материального производства в сферы, не связанные напрямую с производством. У нас в области наблюдается этот процесс?

- Процессы, безусловно, и в области, и в Украине, как и во всем мире, имеют общие тенденции. Я не имею точных данных по Украине. Но те данные, которые я прочел в интернете (я прошу не рассматривать это как точную статистику), но наверно это в какой-то мере соответствует истине.  В Российской Федерации 130 миллионов населения. Так вот, 104 миллиона  из 130 напрямую зависимы в своей жизни от бюджета. Т.е. они получают заработную плату из бюджета, либо пенсию, либо пособие по инвалидности. Я думаю, что такие же тенденции есть и в нашем государстве. Поэтому без реального стимулирования реального сектора экономики, не производя продукцию, будущее сомнительно. Нужно  мотивировать и всячески стимулировать реальный сектор экономики. Нужно производить, оказывать качественные услуги.  Это все должно быть на инновационной основе. Безусловно, это требует материальных вложений, серьезных инвестиций. Поскольку до 60% основных фондов у нас требуют модернизации и замены.  Но это эволюционный процесс, за один день его не решить. Государство должно стимулировать развитие материального производства. То ли это будут IP-технологии, то ли это будут … ну, у нас, как в промышленном регионе, переход от старого способа производства стали. На сегодняшний день путь один: мартены должны быть заменены либо конвертерами, либо электросталеплавильной печью. И это не чья-то прихоть. Просто если этого не произойдет в ближайшие 10 лет, то наш металл на рынках будет неконкурентным. Это понимают все. Поэтому, я думаю, что так и произойдет: в ближайшие 10 лет мы уйдем от мартеновского производства стали. Эти все процессы идут. Но, конечно, хочется, чтобы они проходили быстрее.

Люба: - Сергей Геннадьевич, скажите, будет ли в Донецке построен мусороперерабатывающий завод? Насколько он будет токсичен для жителей города?

- Будет ли в Донецке мусороперерабатывающий завод – это вопрос к территориальной громаде Донецка. Но то, что  мусороперерабатывающие заводы будут – это совершенно очевидно и точно. Где они будут – это уже следующий  вопрос. Они необходимы. И мы с вами, как жители области очень остро ощущаем. Ничего страшного, если они находятся в городской черте, я не вижу. Во многих европейских городах  они находятся  в городской черте. Ни в историческом центре, конечно, но в городской  черте. И никого это особо не волнует, поскольку на сегодняшний день  очень высокая степень  переработки отходов. Т.е. до того момента, как их уничтожают, вторичное сырье практически все изымается. Где-то порядка 50%. А утилизируется остаток, то, что подлежит вторичной переработке. Поэтому я не вижу никакой проблемы. Программа управления твердыми бытовыми отходами у нас в области существует. Она разрабатывалась с помощью французских специалистов в рамках международного проекта.  И эта программа на сегодняшний день является базовой, в том числе и для размещения мусороперерабатывающих заводов.  В частности, северный узел весь – Краматорский перерабатывающий приступает к своей активной работе. Если вы обращали внимание, Дружковский полигон полностью рекультивирован и фактически Константиновка, Дружковка, Краматорск, Славянск привязаны к краматорскому полигону. Там, где это разумно, будут такие же полигоны, которые будут обслуживать несколько субъектов территории. Там, где это неразумно, будут строиться рамочные.

«В 2011 ГОДУ МЫ ВЫЙДЕМ НА ДОКРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

Ольга: - Когда экономика нашей области выйдет на докризисный уровень?

-Могу сказать, что в 2011 году это абсолютно реально. Мы уже в 2010 году практически преодолели эти последствия.  И хотя я не могу выступать в качестве провидца,  могу констатировать факт, что на сегодняшний день мы приближаемся  к докризисному уровню и в 2011 году мы выйдем на докризисное состояние реального сектора. Мы ищем точки роста и всеми возможными способами пытаемся эти точки роста стимулировать.

Анна: - Всех дончан волнует вопрос, связанный в метрополитеном. Какова же все-таки судьба долгостроя? Какие работы сейчас там ведутся?

- Заказчиком работ по метрополитену является Министерство транспорта. Метрополитен  обязательно нужен и важен. Но… На сегодняшний день нет того  финансового ресурса, который необходим на его постройку. Определены на 2011 год какие-то работы, которые профинансированы. Какие точно работы – определяет министерство. Но то, что его нужно достраивать – это очевидно. Но вопрос финансирования – самый главный и саамы больной. За счет бюджета областного и городского – это невозможно.

Анна: - По вашим прогнозам, до какого уровня в ближайшее время может повыситься автомобильное топливо?

- Как заверил министр, в феврале месяце активного повышения цен не будет.  Повышение цен было связано с введением акциза. Как вы знаете транспортный сбор прекратил свое существование. Он  уплачивается только один раз при приобретении автомобиля. Транспортный налог – это была основа для финансирования содержания дорог. Поэтому, для того, чтобы найти компенсирующий механизм, в налоговом кодексе заложена норма, что акциз, который заложен на каждый пистолет на заправке, пойдет  на финансирование строительства, капитальный ремонт и содержание дорог. Поэтому, я слушаю министра. Министр сказал, что скачков в феврале не будет.

Юрий: - Вы экономист-реалист или оптимист?

- Если можно, через «черточку». Я реалист-оптимист.