Загрузить еще

В супермаркетах выгоднее "ходить налево"

В супермаркетах выгоднее
Фото: Фото: shutterstock.com

На какие ухищрения (кроме повышения цен, естественно) идут супермаркеты, чтобы вытрясти побольше из наших кошельков? 

Акция по проверке зрения

Невнимательность покупателей - прибыль магазина. Вот, например, известная акция "1+1". Предположим, такой ценник висит рядом со средством для мытья посуды. Наивный клиент думает, что ему достанется два средства по цене одного. А на кассе пробивают обе емкости по одинаковой стоимости. Оказывается, вторая единичка относилась к примотанной скотчем грошовой губке для посуды.

Другая уловка: когда крупно на ценнике указана стоимость, действующая только при условии покупки нескольких товаров. А внизу мелким шрифтом написана цена за одну позицию.

Бывает, идет акция по стиральному порошку, но только по одному из видов, например, для цветного белья. Вместе с этим товаром в той же палете выкладывают такой же порошок, на который скидок нет, - допустим, для ручной стирки. Покупатель может, не вчитываясь в ценник, где артикул написан мелким шрифтом, взять именно его.

Разложить по полочкам

Поставить товар, который нужно продать, на уровне глаз - известная маркетинговая уловка. Еще магазины используют "эффект Златовласки". По названию английской сказки - аналога "Трех медведей". Там героиня, попав к мишкам в дом, выбирает не слишком горячую и не слишком холодную кашу, а кровать - не очень большую, но и не очень маленькую. Нечто среднее, в общем. 

Так же и покупатель. Если он видит товар дорогой, дешевый и средней ценовой категории, то скорее купит средний. Поэтому товары на полках расставлены так, чтобы этой золотой серединой оказывалась продукция, от которой надо поскорее избавиться.

Бывает, среди одной категории продуктов встречаются товары совсем другого качества.

В мясных отделах может продаваться колбаса "нетрадиционной ориентации", которая сделана не в соответствии с традициями, не из мяса, а, например, из курицы или ливера. Но она лежит в общем колбасном лотке, а ее состав написан мелким шрифтом.

Манипуляции с ценниками

Самое избитое - когда на них указывается одна стоимость, а на кассе пробивается другая. Если въедливый покупатель обнаружит обман, то чаще всего услышит, что ценники не успели поменять вовремя и сейчас товар стоит уже иначе. По закону продукцию обязаны продать по цене, которая указана в торговом зале, поэтому можно смело требовать перерасчета. И многие клиенты начали этим правом пользоваться.

Тогда в магазинах придумали ставить несколько разных ценников на один и тот же товар. Особенно легко такие операции проворачивать на холодильниках: поди разбери, какие прейскуранты к какому товару относятся. Кассы, конечно, пробивают по той цене, что выше.

Еще из распространенных, но уже привычных способов мухлежа - крупным шрифтом пишут стоимость, которая действует только при предъявлении скидочной карты. Вот тут попробуй добейся правды. Особенно теперь.

Деньги на кассу

Еще пример уловок - так называемые товары на кассе. По большей части это бесполезные вещи, рассчитанные на эффект спонтанной покупки. Вот стоит покупатель на кассе, ждет своей очереди. Видит вещи в красивых обертках и думает, почему бы их не взять. Хотя в другой ситуации он вряд ли бы их приобрел.

Отделы переезжают не просто так

Задача продавца - задержать покупателя в магазине. Так повышаются шансы на то, что он купит больше.

- Я всегда запоминаю, где лежит нужный мне товар, и в магазине сразу направляюсь туда. Но часто оказывается, что он уже сменил свое место. Значит, в супермаркете опять поменяли маршрутизацию. Покупателям это неудобно, а магазину выгодно. Ведь если люди постоянно ходят по одному и тому же маршруту, то они уже ничего не видят вокруг. А если дорога изменяется, то начинаешь поневоле смотреть на другие продукты и приобретать какие-то из них, - замечает наш эксперт.

Маркетологи рассказывают о правиле золотого треугольника, которого придерживаются магазины при построении своей логистики. В торговом зале есть три главные точки: вход, витрина, касса. Расстояние между ними должно быть как можно больше. Самые ходовые товары (хлеб, молоко, вода) обычно находятся в глубине торгового зала именно поэтому. Пока доберешься до них, обойдешь весь магазин.

Еще один закон супермаркетов - "правило правой руки". Обычно люди обходят магазин против часовой стрелки, а значит, чаще смотрят на правую сторону. Здесь-то и ставят товары, которые требуется быстрее реализовать: то есть самые дорогие или с заканчивающимся сроком годности. Соответственно слева будут более выгодные покупателю товары - об этом стоит подумать, катаясь с тележкой по супермаркету.

Как не переплатить

От 20 до 50% покупок обычного покупателя - это ненужные товары. Как избавиться от вредной привычки?

"Я хожу по магазинам со списком и сытой, тогда и на вкусняшки не тянет", - делится опытом в соцсетях Елена. 

"Для меня лучшим способом не покупать лишнее является изучение состава продуктов. Почитаешь его - и как-то уже брать не хочется. Знание примерного уровня цен тоже хороший способ не бросать в тележку все подряд", - рассказывает Анатолий.

Кроме того, лучше ходить за покупками, когда в супермаркетах мало народа. Обычно это понедельник и вторник. Во-первых, так комфортнее (и безопаснее). Ну и, замечено, что в пустом торговом зале люди покупают меньше. 

Но самое верное средство против всех маркетологов называется "мало денег"! Когда финансов недостаточно, то купишь только то, что действительно нужно. А чтобы денег хватило на необходимые траты, можно приучить себя жить на определенную сумму в день.  

НА ЗАМЕТКУ

Запах - тоже хорошее средство продаж.

Часто в крупных супермаркетах есть кофейни или пекарни, где продается ароматная выпечка. Это стимулирует человека на совершение покупок, причем не только в этих отделах, но и по всему маршруту. Такая простая, но очень эффективная мера, чтобы раскрутить на лишние траты. 

КСТАТИ

Тележка в магазине не только для того, чтобы складывать покупки. Она помогает повысить продажи. Их специально делают большими, чтобы люди накладывали туда много товаров.

Продуктовые тележки появились в 1938 году в США. Их придумал владелец сети супермаркетов Humpty Dumpty ("Шалтай-Болтай") Сильван Голдман. Как-то он пришел в магазин с женой и маленьким сыном. Ребенок взял у мамы сумку и поставил на свой игрушечный грузовик. Так у Голдмана появилась идея создать тележку на смену продуктовым корзинам. Кстати, он заметил, что покупатели кладут товары в корзину до тех пор, пока она не станет совсем неподъемной или не заполнится доверху, а потом идут на кассу. Поэтому тележки сразу не были рассчитаны на пару товаров. А за последние десятилетия их средний размер вырос в два раза!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Свежие" способы, которыми нас обманывают в супермаркетах