Загрузить еще

А ты готов стать тайным осведомителем полиции?

А ты готов стать тайным осведомителем полиции?
Фото: Наши дороги золотая жила, край непуганых водителей. Фото: Евгения Гусева

К средине лета в стране может заработать система автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения. "Зеленый свет" годом ранее ей дали народные депутаты и президент страны, проголосовав и подписав соответствующий закон. Но бюрократические процедуры и неспешность Кабмина появление видеокамер на дорогах задержали. Правда, как рассказали "КП" в Украине" в МВД, постепенно процесс пойдет. Вот только ожидание оказалось мучительным для некоторых граждан. И они решили сами взяться за наведение порядка на дорогах. Группа активистов разработала систему, которая позволит каждому водителю, имеющему видеорегистратор, не только самостоятельно фиксировать нарушения на дорогах, но и сообщать о них в полицию. Причем - за вознаграждение. 

Сайт "дурной славы"

Почти три месяца в Украине работает волонтерский проект "Громадський патруль". На специально созданном сайте (патруль.com или через его мобильные приложения) каждый желающий может поделиться записью правонарушения, свидетелем которого он стал. Одна беда, горе-водителям за нарушение грозит лишь дурная слава. Ни штрафа, ни предупреждения.

- В свое время мы вели переговоры с полицией о том, чтобы данные видеорегистраторов частных авто принимались как официальные доказательства нарушений. Правоохранители идеей заинтересовались. Но признали: для ее реализации необходимо внести правки в законодательство. На этом все и зависло. Со временем мы вернемся к переговорам с полицией, - призналась нам Александра, представительница команды разработчиков.

Хоть проект и всеукраинский, но пока супер-популярностью не пользуется. За три месяца - лишь 65 "свидетельств очевидцев". Они чаще всего жаловались на водителей из-за проезда на красный свет, нарушения рядности и неправильной парковки. 

Сдал соседа - получил копейку

Воспитывать водителей нужно более действенным методом - штрафами. В этом убеждены волонтеры еще одной общественной инициативы DashcamUA. Они уверяют: буквально за несколько месяцев работы их системы порядок на дорогах будет наведен. Источник оптимизма - тот факт, что "тайным агентом" полиции может стать чуть ли не каждый водитель на дороге. 

- Количество аварий с летальным исходом в Украине очень большое: каждые два часа в стране гибнет один человек! За год получается около 4 тысяч. Почему так? Люди, чувствуя свою безнаказанность и безответственность, вытворяют за рулем все что угодно, - рассказал автор инициативы DashcamUA Алексей Афонин. 

Система, над созданием которой работают выпускники западных вузов, схематически выглядит просто. Водитель, выезжая на дорогу, включает видеорегистратор. Если вдруг становится свидетелем нарушения ПДД - запоминает время, когда это произошло. Позже отснятое видео "заливается" в специальный раздел на сайте полиции и заполняется форма, где указываются "обстоятельства происшествия". 

Далее уже полицейский пересматривает фрагмент видео и решает, было ли нарушение. При этом он не знает ни нарушителя (номерные знаки машины затираются), ни имя заявителя (оно меняется на номер жалобы). Если нарушение подтверждается, система автоматически отсылает "письмо счастья". После уплаты штрафа 20% средств зачисляются на банковский счет "наводчика". 

Кстати, если "осведомитель" несколько раз пришлет видео, на которых не будут зафиксированы "проступки" других, - он сам может нарваться на штраф либо пересдачу экзамена на знание ПДД. А за фальсификацию данных даже предусматривается уголовное наказание!

- Это программное обеспечение на самом деле очень сложное. Аналогов в мире мы не видели. Но наши программисты согласны бесплатно разработать его и передать государству, - говорит Алексей. - Мы уже встречались с представителями Нацполиции, и вроде они заинтересовались нашей идеей. Правда, для ее внедрения необходимы изменения законодательства.

Для сравнения: только на Киев в рамках внедрения автоматической фиксации правонарушений на дороге планируют закупить 600 камер. Каждая камера обходится государству в десятки тысяч долларов. Это огромные затраты. При этом весь город они не покроют. Наш проект предлагает менее затратный, но более эффективный механизм. 

Правда, "стучать" друг на друга водители смогут не по каждому поводу. К примеру, зафиксировать превышение скорости соседом - не удастся. Более того, не каждый сможет стать "осведомителем". Разработчики предлагают ввести жесткие требования к самим видеорегистраторам. Они должны быть сертифицированными, записывать видео в формате HD, автоматически отображать время и координаты GPS и иметь специальные "предохранители" от проникновения в систему. 

Тем временем с просьбой внести правки в законодательство страны и позволить украинцам направлять зафиксированные нарушения ПДД в полицию на сайте президента Украины уже было подано несколько петиций. Правда, пока ни одна не набрала необходимых 25 тысяч голосов. Многие все же считают аморальным "стучать" на нарушителя. Возможно, это не дает людям трезво взвесить, что важнее - мнение окружающих или своя собственная жизнь и безопасность на дорогах. Кстати, сейчас идет сбор подписей под очередной петицией к президенту с требованием дать возможность людям сообщать в полицию о нарушениях ПДД. 

ОФИЦИАЛЬНО

Новый Кабмин о программе забыл?

- Система автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения будет внедряться постепенно в разных районах на разных участках в разных регионах страны. Правда, лишь при наличии необходимых ресурсов. А для того, чтобы она заработала масштабно и системно, нужна правительственная программа. И здесь вопрос уже к новому Кабмину, - признался "КП" в Украине" Артем Шевченко, глава пресс-службы МВД.

"Планом действий" предыдущего правительства на 2016 год запуск системы автоматической фиксации нарушений ПДД ожидался не позднее июля. Для этого Нацполиция и МВД должны разработать проекты нескольких нормативно-правовых актов о порядке и стандартах работы системы. В "Плане действий" нового Кабмина о ней не упоминается.   

КОМПЕТЕНТНО

Не дать завалить систему судебными исками

Полковник Виктор Иванович, бывший сотрудник ГАИ с 30-летним стажем:

- Идея привлечения гражданского общества к наведению порядка на дорогах хороша. Правда, сумеем ли мы ее толком реализовать? Даже государственную программу автофиксации нарушений, как видим, не так легко запустить. И вопрос не только в финансировании, но и в разработке необходимой нормативно-правовой базы - стандартов, правил. Нужно сделать так, чтобы никто не мог усомниться в правдивости отснятых материалов и завалить работу системы судебными исками. 

Я помню, когда нам, ГАИ, разрешили использовать радары на дорогах. Вы думаете, это было просто - купил радар, вышел и службу несешь? Нет. Во-первых, было строго регламентировано, кто может их продавать - только лицензированные поставщики. Далее, закупив приборы, мы отправляли их в государственные центры стандартизации, чтобы они выдали нам официальное заключение на радары. У каждого прибора был паспорт, в котором ставились отметки о регулярном прохождении поверки. И если водителя останавливали, он мог требовать предъявить паспорт на радар. И мы обязаны были это сделать… А здесь речь идет о чьих-то частных устройствах. Если эта система запустится, то я, как водитель, должен быть полностью уверен, что вмешательства в работу видеорегистраторов исключены.    

Новости по теме: полиция