Загрузить еще

Осужденные за ДТП: "Если бы гаишники не брали взятки, я бы не сел, а люди остались живы"

Осужденные за ДТП:
Фото: В рабочее время заключенные работают на полях, пасут коров и убирают свинарники. Фото: Максим Люков

Камеры похожи на комнаты общежития, в уголках отдыха - плазменные панели. Во дворике радуют глаз экзотические растения, выложенные плиткой дорожки. Правда, и сидельцы здесь - не рядовые зеки. Рецидивистов и настоящих преступников нет. Основной контингент - люди с высшим образованием: банкиры, программисты, менеджеры. Есть военные и даже милиционеры. Всех этих людей разных профессий и статуса объединяет одно - они сели за руль не в то время, не в том месте или же не в том состоянии. Истории, которые нам рассказали в этой колонии, могут коснуться любого водителя.

"Садят того, кто выжил"

В любой тюрьме не меньше половины сидельцев считают себя невиновными. Так и в Кагарлыке. Мы не имели возможности знакомиться с делами, поэтому не можем принимать все слова на веру безоговорочно. Но негласное правило: кто остался жив - тот и отвечает, действительно существует. Это как расплата перед семьями погибших.

36-летний Артур родом из Житомира. Женат, отец двоих детишек. Работал водителем, затем устроился в крупную инвестиционную компанию логистом. Все шло как по маслу: хорошая зарплата, удобный график, перспектива карьерного роста. Все рухнуло в одно мгновение.

- После работы решил подбросить сотрудника домой. Ехали, болтали. К дому уже было рукой подать. Когда проезжал перекресток, в боковую дверь моей машины влетела иномарка, - рассказывает Артур. - Удар был очень сильным. Скорая приехала быстро, но водитель уже был мертв. Не выжил и мой коллега. 

Доктора оказали Артуру первую помощь. После его попросили сесть в машину ГАИ и отвезли к следователю. Взяли под арест. На первом суде появилась надежда, что Артура оправдают. Ведь факта нарушения правил с его стороны не было. Но вскоре решение поменялось.

- Мне дали 5 лет. После суда честно сказали: погибли люди. А значит, за это кто-то должен ответить. По-другому быть не может, - продолжает Артур. - Взять и закрыть дело нельзя, а сломать судьбу человеку, значит, можно. Сижу третий год. Надеюсь скоро вый­ти по условно-досрочному.

Похожая история и у 38-летнего Павла из Львова. Как и Артур, он не считает себя виновным, но суд решил иначе.

- В мою машину въехали, тогда погибло два человека. Я чудом остался жив. Угодил в реанимацию. Очнулся только через пару дней. А пришел в себя через месяц, - рассказывает Павел. - Тогда мне и сказали: все решено, будешь сидеть. С тех пор прошел год и восемь месяцев. До этой трагедии был слесарем на заводе. Чем буду заниматься после освобождения, не знаю.

Водителей, которые совершили смертельные ДТП, отправляют в специальные колонии для водителей. Фото: Thinkstock

"Откупился, снова пью"

Колония №115 уникальна не только своими камерами и заключенными. Как бы странно это ни звучало, но в этой тюрьме совершенно нет охраны, побегов почти не бывает.

- А куда бежать? Все равно найдут, а потом впаяют еще тройку лет и бросят с зеками за решетку, - говорит киевлянин Александр. - На моей памяти сбежал только один. Да и то узнал, что жена изменяет, и не выдержал. На полпути его закрыли. Теперь снова сидит.

Александр напоминает, что в это место может попасть каждый. Ведь никто из водителей подумать не мог, что когда-либо окажется здесь. Зачастую все решает случай.

- Те, кто тут сидят, совершили ДТП в основном по глупости. Мы не преступники. В США, например, для таких, как мы, есть специальные центры по реабилитации, - говорит Саша. - Там людям помогают психологически, учат водить машину, реально помогают, а не исправляют. Каждый из нас и так уже себя наказал. Попал сюда, значит, ты уже не человек.

Саша ищет глазами товарища. Кивает в сторону худощавого мужчины в вязаной шапочке:

- Вон посмотри на него. Он бухой был, девушку переехал. Вот его сюда за дело. Ну а нас за что? Мне на повороте машина глаза ослепила, выскочил на встречную полосу - лобовой удар. Тот парень, в другой машине, был не пристегнут. Он на тот свет, а я - в тюрьму.

Саша то ли не знает, то ли умалчивает, что опытный водитель должен был нажать на тормоз. А он решил, что проскочит. Не вышло… 

В нашу беседу вклинивается тот самый мужчина в вязаной шапочке, который "за дело". Назвался Дмитрием из Закарпатья. Как ни странно, но он не оправдывается, но обвиняет во всех бедах гаишников.

- Начал пить за рулем сразу, как права получил. Меня уже через неделю менты поймали. Откупился за 100 рублей, - говорит Дмитрий. - Как говорится, прокатило, пью дальше. В следующий раз сотка снова все решила, вот и привык. Однажды, возвращаясь после бара, не увидел девушку на переходе… Без шансов.

Дмитрий прячет глаза, откашлялся. Выдохнув, продолжает дальше.

- Я виноват. Не собираюсь оправдываться. Сижу здесь правильно. Но хочу добавить: если бы менты мне тогда влепили штраф, права забрали или машину… Я был бы на свободе, а девочка жива, - Дмитрий замолкает. - Кровь не только на моих руках, но и тех ментов, которые взятки брали.

В конце беседы Дима добавил, что до трагедии работал компьютерным дизайнером в одной крупной IT-конторе. После освобождения надеется вернуться на работу и начать жизнь сначала.

Владельцев "Мазерати" и "Бентли" здесь нет 

А и правда деньги могут многое решить. Люди, с которыми нам удалось пообщаться, попадали в аварии на стареньких "Жигулях" или новых "Ланосах". А где же крутые тачки, на которых любят разъезжать бизнесмены, чиновники, светские тусовщики? 

- Водителей крутых машин здесь нет. Почему? А вы сами догадайтесь, - улыбается заключенный Игорь. - Наверное, они аккуратно водят, правила не нарушают, в аварии не попадают. В основном здесь владельцы "совковых" машин и иномарок среднего класса.

Эту информацию подтверждает и руководство колонии.

- Есть у вас водители, скажем, "Мазерати" или "Бентли"? - интересуюсь у замначальника колонии. Мужчина покачал головой.

- Таких нет. Есть пара водителей внедорожников, да и то недорогих, - пожимает плечами представитель руководства зоны.

- А куда сажают владельцев престижных машин?

- Откуда мы знаем. Кого привозят, те и сидят. У нас здесь 250 человек. Разные люди есть, и генералы, и мелкие бизнесмены, даже бывший начальник администрации, - говорят конвоиры. - Правда, он не на "Бентли" человека сбил, а на "Тойоте".

По словам заключенных, раньше ситуация была еще хуже. А сейчас наметилась положительная тенденция: в последнее время в колонию начали привозить милиционеров. Еще год назад людей в погонах здесь днем с огнем было не сыскать.

- Видимо, в судебной системе что-то меняется. За последние полгода привезли  троих бывших милиционеров. Они людей сбили. Раньше бы откупились, сейчас не смогли. Сидят вместе со всеми, - говорят заключенные.

ОФИЦИАЛЬНО

Полковник ГАИ в отставке Эдуард ГОРДИЕНКО:

- Говорить, что кто-то из осужденных за ДТП не виноват, я бы не стал. Ехал быстро, медленно, не нарушал - погибли люди. Редко водители согласны со своим наказанием. Они совершали убийства не намеренно, но это не снимает с них ответственности. Чтобы это понять, поставьте себя на место родственников погибших - и все станет ясно. Автомобиль - объект повышенной опасности, и, проезжая мимо перекрестка, пешеходного перехода, больницы, школы, нужно снизить скорость и быть внимательным. Следствие и суд не выносят решение просто так. Если человеку дают срок, значит, он обоснован. 

КСТАТИ

Водительские тюрьмы только для мужчин

С каждым днем количество женщин-водителей увеличивается на порядок. А это значит, в Украине все больше регистрируется ДТП, которые случились по вине женщин-шоферов. Да вот если мужчин-нарушителей отправляют в специальные колонии для водителей, женщин увозят в общие тюрьмы минимального уровня безопасности.

- К сожалению, для женщин водительские колонии не предусмотрены, - рассказывают в пенитенциарной службе Украины.

Новости по теме: ДТП исправительная колония