Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Копанки превратили Донбасс в зону экологического бедствия

Копанки превратили Донбасс в зону экологического бедствия
Фото: Безденежье и безнадега гонит горняков в нелегальные забои. Фото: архив «КП»

Говоря о проблеме копанок, эксперты из разных сфер всегда едины в одном: пока это кому-то выгодно, этот бизнес продолжит процветать. И найдет формы существования. Вне зависимости от любых методов борьбы.

Другой работы нет

Такое явление, как копанки, уже давно за пределами простого бизнеса и экономики. Не секрет, что сейчас это социальная трагедия целого ряда шахтерских поселков, которая стала стремительно расползаться по региону после 2008 года, когда работы лишились тысячи рабочих на официальных предприятиях.

А теперь проблему копанок называют главной причиной полной деградации северо-востока региона.

- И Снежное, и Торез, и Шахтерский район остаются зоной экологического и прочих бедствий, - заявил губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий.

Впрочем, пока ни одна методика борьбы с этим явлением так и не оказалась эффективна в тех городах, которые чиновники окрестили "зоной катастрофы". При этом вряд ли для управленцев области будет неожиданностью и то, что во всех вышеперечисленных городах звучит вполне обоснованная претензия о том, что другой хорошо оплачиваемой работы попросту нет. По сути, для многих, копанки – просто безальтернативный способ заработка. При этом не стоит забывать, что шахтеры, которые не могут работать легально, с удовольствием становятся камикадзе и идут на этот добровольный риск.  После событий в марте 2012 года, где под завалами в енакиевской копанке оказались шесть горняков, а спасатели просто не рисковали спускаться на их поиски, проблемы безопасности тревожат большинство "черных добытчиков".

Кто в ответе

Привычная схема ответов на вопросы о копанках уже давно известна. Милиция кивает на суды (за мягкие приговоры организаторам бизнеса), на законодателей (за лояльные санкции за нелегальную разработку недр) и на чиновников местных советов. Дескать, не закапывают. Хотя по закону именно они обязаны ликвидировать, а потом рекультивировать территорию. Такую же критику не трудно услышать и от органов прокуратуры: 

- Отсутствие комплексного подхода к решению проблем в этой сфере, в частности, непринятие мер по "физической ликвидации копанок", рекультивации поврежденной земли остаются условиями для совершения повторных преступлений, количество которых каждый год остается на неприятно высоком уровне в Снежном, Торезе, Енакиево, Харцызске, Макеевке и Шахтерском районе, - говорит прокурор Донецкой области Владимир Вышинский.

При этом чиновники уже по накатанной парируют, мол, бюджеты пусты, а в казне бреши даже на социальные статьи. 

Сейчас чиновники уже обнародовали свои обещания вложить средства в депрессивные шахтерские города. Впрочем, о суммах, принципе распределения и прочих нюансах по-прежнему не известно. Не известно и сколько будет затрачено на создание рабочих мест. Из официальной позиции власти известно: средства собираются вкладывать в строительство дорог и водоснабжение.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным ГУ МВД, в Донецкой области в 2012 году возбуждено 45 уголовных дела в сфере нарушений недропользования. Изъято 34 единицы различного оборудования (передвижных электростанций, компрессоров и лебедок), 21 единица автотехники. Удалось найти 17 организаторов копанок, в том числе 2 директоров шахт. Физически ликвидировано 40 копанок. Общее количество выявленных копанок не оглашается.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Петр Скляр, завотделом "Укрнииуглеобогащения", председатель технического комитета по стандартизации и переработки угля, кандидат технических наук:

- Нам нужно четко разобраться, сколько угля нам нужно и какого качества. И в связи с этим строить дальнейшую работу. Но то, что происходит сейчас, это полнейший хаос. У нас официальные шахты либо закрывают, либо продают в частные руки. При этом сейчас вовсю занимаются процессом легализации копанок, которые становятся официально малыми предприятиями. Это тупиковый путь и полный упадок отрасли. В то же время продукция, которую добывают в копанках в неимоверных масштабах, составляет конкуренцию продукту из официальных шахт по одной причине - себестоимость. Уголь с копанок всегда будет существенно дешевле за счет минимальных затрат на добычу. И спрос на него однозначно будет велик. При этом в стране ничего не делается для усовершенствования технологии добычи. Мы как 50 лет добывали уголь этим методом, так и продолжаем. А ДонУГИ (угольный институт) фактически распустили.