Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

После шторма на Азовских пляжах подскочил радиационный фон

После шторма на Азовских пляжах подскочил радиационный фон
Фото: Пятна «черного песка» достигают десятки метров в длину. Фото: Николай РЯБЧЕНКО

Неожиданный образом аукнулась непогода, которая пронеслась над Азовским побережьем на минувших выходных. В приморских посёлках и Мариуполе до сих пор разбираются с последствиями. Теперь первых туристов рискует отпугнуть не холера, а радиация. После шторма пляжи засыпало ториевыми песками.

Нормы не существует

- Всего на недельку выбрались к морю, а тут такое! То гроза, волны – невозможно купаться, только наладилась погода, приходим утром на пляж, а на песке - огромные чёрные пятна, как будто танкер с нефтью потерпел крушение. Мы не рискнули там загорать, а хозяйка домика, который мы снимаем, и вовсе сказала, что это радиационный песок, - поделился опасениями турист из Полтавы Андрей Омельчук.

В СЭС признают: в отдельных местах уровень радиационного фона действительно вырос, но серьёзных поводов для беспокойства нет. 

- Ториевые, или монацитовые пески – природные, а не техногенного происхождения, они существовали и будут существовать. Другое дело, что после зимы или штормов их действительно очень много намывает на пляжи – чаще всего мы фиксируем такие случаи в Мариуполе возле посёлка Песчаный, в Першотравневом районе (Урзуф). В основном пятна достигают 5-10 м в ширину и около 20-40 м в длину, - рассказывает начальник управления организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора ГУ Госсанэпидслужбы Украины в Донецкой области Николай Шарапов.

Практически после каждого шторма специалисты СЭС выходят на пляжи, где появились ториевые пески, и делают замер радиационного фона - так называемую съёмку гамма-фона этих мест.

- Нормы не существует. Есть такое понятие, как природный фон, для каждого города он свой. К примеру, там, где есть шахты, он выше – до 19 мкР/ч. Для побережья природный фон – 5-10-12 мкР/ч, - объясняет  Николай Шарапов. – Есть места, где мы находим превышение фоновой концентрации – больше 20-30 мкР/ч и т. д.. В зависимости от доз, от площади, которая покрыта этими песками, решаем, что с ними делать. Где-то хватает рекультивации (попросту перемешиваем с обычным песком), где-то засыпаем свежим, в более серьёзных случаях ториевые пески и вовсе вывозим с пляжей. При небольших уровнях радиации их можно использовать как инертный материал на свалках, полигонах ТБО.

Где купаться неопасно

В целом же купаться на ториевых пляжах неопасно, - утверждают в СЭС. Кстати, к безопасным местам отдыха здесь относят всего 14 пляжей в области, из них 6 морских. Сейчас уже смело можно окунуться в Урзуфе, Мелекино и Ялте. Ещё три работают в Мариуполе – Приморском, Орджоникидзевском районах и посёлке Песчаный.

А вот в столице Донбасса к воде лучше не подходить вообще.

- В Донецке на сегодняшний день для отдыхающих не пригоден ни один пляж. В первую очередь это касается воды, - отметил  начальник управления организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора ГУ Госсанэпидслужбы Украины в Донецкой области Николай Шарапов.

В воде медики находят превышения ПДК по бактериям кишечной палочки, микробам, вирусные загрязнения. Кроме того, и сама территория здесь до сих пор не оборудована по требованиям СЭС: раздевалок и уж тем более питьевых фонтанчиков или медпункта здесь нет. В то же время ни на одном водоёме нет обязательных предупреждающих табличек, что купаться опасно. На бумаге за это СЭС может штрафовать ответственных чиновников, но на деле же почему-то щадит их.

В ТЕМУ

Сезон обойдётся без холеры

На особо опасные инфекции, в том числе и холеру, работники СЭС исследуют акваторию от 1 раза неделю до 1 раза в месяц. Холерных возбудителей в этом сезоне в Донецкой области пока не выявили.

- Предпосылок для эпидемии на сегодня нет, - заверил "Комсомолку" начальник управления организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора ГУ Госсанэпидслужбы Украины в Донецкой области Николай Шарапов.