Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Начальник областного управления образования Юрий Соловьев: "В Донецкой области будет закрыто 16 школ"

Начальник областного управления образования Юрий Соловьев:
Фото: Фото БУНОВСКОГО Константина

  Денис: - В этом году в Донецке приняли программу образования до 15-го года, а есть ли областная программа? Каких новшеств стоит ожидать?

- Областная программа развития образования на 2001-2011 годы заканчивает свою работу. Мы думаем к концу года выйти с инициативой перед коллегией ОГА – отчитаться о том, что удалось, что не удалось с тем, чтобы выйти с предложением на разработку новой программы на следующий период. Мы, прежде всего, проанализируем то, что нам не удалось. Что будет принципиально нового – сейчас сложно сказать. Нужно провести детальный анализ выполнения предыдущей программы. Мы, наверно, больше внимания уделим мероприятиям, связанным с улучшением качества знаний учеников. Потому, что для меня, как руководителя управления образования, главная проблема – это проблема качества знаний. Мы, наверно, в будущей программе просмотрим комплекс вопросов, связанных с улучшением, как кадрового состава, так и социального положения людей, работающих в системе образования. Естественно, основной вопрос – это вопрос образования в течение всей жизни, вопросы разработки единого информационного и образовательного пространства в нашей области.  Наша область в этом плане уникальна. И эти все составные звенья, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая не учебным образованием и взрослым образованием. Но надо придать какое-то поступательное движение и общую концепцию объединения общей целью. На сегодняшний день человек в любое время, в любом месте должен иметь возможность получения того или иного вида образования. Наша задача сейчас просмотреть весь комплекс вопросов и разработать, вложить в программу. Потому что потом мы будем отвечать за эту программу – это уже конкретные мероприятия на 5 лет вперед. Мы работаем над комплексом вопросов, связанных с образованием единого информационного пространства. Единое информационно-образовательное пространство включает в себя много вопросов. Меня на сегодняшний день больше всего волнуют вопросы увязки школы и детского садика, школы и ПТУ с техникумом и ВУЗом, увязка школы, техникума и ВУЗа с производством. Возможности получения качественного образования в любой точке области. Не должно быть отличий между уровнем образования, полученным в маленьком дотационном городке и областном центре. Везде одни учителя, везде одни возможности, везде одни учебники. И уровень подготовленности наших детей должен быть одинаковый. На сегодняшний день мы можем на пальцах пересчитать лучшие учебные заведения. А остальные школы где? И каково качество работы? И где дети?

 

Юля: - Может быть, проблема в финансовом обеспечении?

- Нет. На сегодняшний день тут вопрос в качестве работы. Если под финансовыми проблемами имеете в виду уровень оснащенности компьютерной техникой, то мы выровнялись.  На сегодняшний день у нас практически нет школ, не имеющих компьютеров. Проблемы, конечно, есть, как и везде. И в других странах тоже есть проблемы. Я вам приведу пример. Мне довелось побывать в Литве этим летом. Нас повезла на экскурсию литовская преподаватель. Она показывала нам школы. И говорит: "У нас каждая пятая школа с удобствами на улице". Это Евросоюз. Понимаете? А у нас на сегодняшний день 10 из 1000 таких школ, и мы думаем, как бы нам от них избавиться. Я к чему говорю? Мы стремимся, мы делаем. 18 компьютерных комплексов, приобретенных местным бюджетом за последние 2 года – это тоже деньги, это тоже вклад. Конечно, есть устаревшая техника. У нас осталось всего 73 школы, не подключенные к Интернету.  И опять же интернет во все школы мы провели за 4 года. Это как раз результат действия этой программы. С 20% оснащения интернетом за 4 года достигло почти 100%. И на сегодняшний день мы уже говорим о качестве Интернета, о скорости Интернета, об использовании Интернета, о возможностях. Мы у себя в институте уже создали электронную библиотеку.

Таня: - А в ближайшем будущем школы перейдут на электронные библиотеки?

- А зачем школе переходить на электронную библиотеку? Каждой школе электронная библиотека – зачем? Есть же электронная библиотека у нас в институте. Человек может зайти туда, вплоть до библиотеки Вернадского  и библиотеки в Вашингтоне.

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

"ВОПРОС ОПТИМИЗАЦИИ – ЭТО СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ"

Аня: - А как обстоит дело с оснащением кабинетов химии, физики, биологии?

- Мы работаем над этим, но для этого, действительно, нужны финансы. Нужно рациональное использование тех средств, которые есть. Если мы будем вгонять все средства, которые у нас по формульному подходу идут только на содержание школ и на содержание учителей, а наполняемость классов вынуждает нас к этому. 58% наполняемость школы. 42% воздуха – это катастрофа! Откуда же брать средства на развитие, на эти же компьютерные классы? Надеяться на спонсоров? Но и они же когда-то иссякают. Нельзя же радоваться тому, что в классе сидит 11 человек при нормативной наполняемости 30 человек. Т.е. за каждым классом 3 учителя вместо 1. Вчера на прием пришла одна учительница из Амвросиевского района, которая пожаловалась на плохой уровень образования в школе. На вопрос о том, сколько в этой школе учеников, она ответила, что во всей школе всего 33 ученика на все классы! Получается, что они все на индивидуальном обучении. Для меня вопрос оптимизации даже не экономия средств, это средство повышения качества знаний учащихся. Мы сосредотачиваем и материальные и финансовые и кадровые ресурсу для более качественной подготовки детей.

Анна: - Сколько школ откроют свои двери 1 сентября в области?

- На сегодняшний день по 16-ти школам принято решение о ликвидации. По 4 школам эти решения оспариваются в суде. Это 3 макеевские школы и донецкая № 111. В Донецке закрыто 3 школы: № 154, 121 и № 111 – дело которой рассматривается в суде. Там, где не начали делать политики, а начали смотреть на рациональность, там все нормально. Из закрытых школ, только 9 школ из них украиноязычные,  в 6-ти преподавали исключительно на русском, одна школа – двуязычная. При этом нужно учитывать, что в принципе, 70% всех общеобразовательных учебных заведений в регионе – украиноязычные.  Закрывают школы совсем не по языковому признаку. В учебках, которые попали в этот список,  серьёзный недобор.  Школы рассчитаны  почти на 4 800 мест, а на конец 2010/2011 учебного года здесь было всего 1266 детей, и это с учётом выпускных классов.  Кроме того, из 16-ти закрытых школ, только 5 – сельские. К примеру, на базе той же донецкой ОШ №111, если суд примет решение в пользу городского совета, будет создан дом детского творчества.  Как поступить с помещениями бывших школ – решают органы местного самоуправления. Но приведу ещё дин пример, когда возле шахты "Красная звезда" закрыли  ПТУ, было столько желающих снять их  корпуса в аренду, но не разрешили. А теперь поедьте и посмотрите, что стало с этим зданиями. То есть везде нужен разумный подход, - подчёркнул глава областного управления образования и науки.  

"ШКОЛЬНЫЙ АВТОПАРК УВЕЛИЧИТСЯ НА 28 АВТОБУСОВ"

Юля: - Сейчас много говорят об оптимизации учебных заведений, и главный упрёк в сторону чиновников – что дети, учителя  из отдалённых сёл, районов не смогут добраться к новому месту учёбы. Будут ли покупать в этом году новые школьные автобусы, чтобы их  развозить? 

- Могу сказать уже сейчас. В областном бюджете на этот год было предусмотрено 4,5 миллионов грн. на покупку школьных автобусов, которые распределили по 15 районам области. То есть мы получим 15 машин, 6 из них уже зарегистрированы в МРЭО, по 9-ти идут тендерные закупки. 10 августа я был на совещании в МОНмолодьспорте, на котором министр Дмитрий Табачник подтвердил гарантированное выполнение и государственной программы "Школьный автобус". Поэтому  к названным выше, мы получим ещё 13 автобусов. То есть мы надеемся, что школьный автопарк в этом году увеличится на 28 автобусов. Но и сейчас подвоз к учебным заведениям у нас обеспечен практически на 100%.  Это и за счёт и арендованных автобусов, и транспорта управления образования, своих автобусов у нас около 100. Но тут есть масса проблем технического характера – проблема эксплуатации машин, их обслуживания. Если в районе 4-5 автобусов- специальной автобазы для них не сделаешь…И мы сегодня работаем над механизмами качественного использования имеющейся базы для подвоза детей. Изношенных автобусов у нас нет, но есть среди них машины, которые работают более 10 лет, таких процентов – 10, т.е. порядка 20-25 автобусов. Кстати, программа "школьный автобус" разрабатывалась, прежде всего, для сельской местности, но работает и в городах, только в Донецке – 3 машины, в Макеевке – 8.  Маршруты запускают там, где  учебное заведение находится вне зоны пешеходной досягаемости (свыше 3 км). 

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

Татьяна: - Успеют ли хотя бы в этом году к 1 сентября обеспечить детей учебниками?

- Уже на сегодня, мы получили и развезли по школам 50% учебников (от потребности – прим. авт.) для 11 класса.  Ни одна книга не зависла на складе, а если будут задержки, это будет расцениваться, как саботаж. На моём опыте ещё ни в одном году таких темпов поставки книг не было. И есть твёрдая уверенность, что к 1-му сентября мы получим 100%  учебников. Поэтому в этом году МОНмолодьспорт и не предусматривает электронные учебники для 11 класса.  Кстати, в 2010/2011 –м у нас была самая большая параллель 10-ых классов, в этом - 11-ых, так что в последующие учебные года мы будем с запасом обеспечены книгами. 

Костя: - А правда ли, что бумажные книги заменят электронными?

- Государственная программа не предусматривает выдавать Ipad или другие технические средства вместо учебников. Другое дело, есть экспериментальная программа "1+1" - один ученик – 1 компьютер, к примеру, школе № 61 есть один класс, где занимаются по этой системе. Но это вспомогательная программа при проведении уроков.  Если вы имеете в виду – заменить 10 книг одним Ipad-ом, чтобы ранец весил не 10 кг., а полкилограмма – это, конечно, мечта. А пока на сегодняшний день практически по всем курсам разработаны электронные версии не столько учебников, а вспомогательного материала по изучению тех или иных тем учебной программы. Пользоваться ими или нет - это уже по выбору школьников.

Оля: - Как считаете, стоит сделать 1 сентября, выходным днём, как предложил на днях глава МОНмолодьспорт Дмитрий Табачник? 

- Классное предложение. Вспоминаю, как в своё время привёл ребёнка школу, и только одним глазом посмотрел на дочь, - и на работу. А, в конечном счёте, 1 сентября – это праздник, и хорошо бы его дети проводили с родителями. Чтоб родители первоклассника в 1-го же сентября посмотрели, где будет учиться ребёнок, чтобы первый урок был и для детей, и для родителей. 

Фото БУНОВСКОГО Конастантина

 

Ирина: - На какой стадии сейчас подготовка школ к учебному году? С какими проблемами пришлось столкнуться этим летом?

- 1 сентября у нас откроются 1102 школы (или 1098, если суд отклонит протесты по закрытию 4 школ).  В течение лета мы встретились с директорами всех школ, провели региональное совещание, где буквально по косточкам разобрали подготовку каждой. Четверть средств, которые пошли на подготовку школы к этому учебному году, дали родители. К сожалению, за их же средства у нас ремонтируются практически все классы. И на 20 августа мы должны иметь акты готовности всех школ.  Что касается  проблем – на особом контроле сегодня котельные, до 15 сентября они все должны быть готовы к отопительному сезону, есть ряд школ, где годами не эксплуатируют отдельные помещения, в  27 учебных заведениях ещё не установили приборы по очистки питьевой воды, 12 школ с туалетами на улице (надеюсь, что хотя бы 6 из них мы доведём до ума к концу этого года), нужны средства, чтобы оборудовать школы противопожарными сигнализациями. 

Фото БУНОВСКОГО Константина

 

Маша: - Добрый день, а на какую сумму будут кормить школьников в этом учебном году?

- Со школьными обедами будет то же самое, что и в этом году. Схема никак не может поменяться. Бюджет берет на себя стопроцентную организацию питания учащихся 1-4 классов. Садики – это отдельная тема. И стопроцентная организация питания малообеспеченных и льготных категорий детей. Остальная организация питания по старшей школе идет за средства родителей. Если вы имеете в виду по цене этого питания, то она тоже различная. В данной ситуации она определяется возможностями того же самого бюджета.