19 мая
Загрузить еще

Николай Кобзов: "Мы решили доказать, что цирк без животных может быть в Украине"

Николай Кобзов:
Фото: Диего Рохас (слева) и Николай Кобзов. Фото: Оскар Янсонс

Мы попросили основателя цирка "Кобзов" Николая Кобзова, а также художественного руководителя коллектива Gerling Group из Колумбии Диего Алехандро Балбин Рохаса рассказать о новой уникальной программе.

Новая программа основана на свехспособностях человека

- Николай, долго ли готовились привезти программу "Цирк рекордов"?

Николай Кобзов: - Около 4,5 лет назад был на фестивале в Италии и увидел ребят, которые взяли золото с номером канатоходцев. Я не мог понять, как люди способны на подобное и сколько нужно платить денег, чтобы акробаты работали на высоте 14 метров без страховок. В связи с занятостью артистов о гастролях в Украине удалось договориться лишь спустя 4 года. Программа изначально планировалась без участия животных. Она экстремально-молодежная, основанная на человеческих сверхспособностях. 

- Какие номера увидят зрители?

Диего Рохас:  - На арену цирка "Кобзов" вый­дут рекордсмены: победители цирковых конкурсов, триумфаторы фестиваля в Монте-Карло, чемпионы Книги рекордов Гиннесса.

В программе есть номер "Канатоходцы", который работают 7 человек, он очень опасен. Для его реализации необходимо очень много концентрации и тренировок. В Колумбии есть тренировочный центр, где команда Gerling Group готовится к выступлениям. Парни тратят много времени на подготовку и участие в этом номере. 

Номер "Мотоциклисты в сфере" - еще более опасен. В цирке "Кобзов" ребята поставили рекорд. Вместо пяти человек в шаре участвуют семеро артистов. Это делает номер более экстремальным. Ребят обучает Хорхе Суарес, чемпион Колумбии по мотокроссу. "Мотоциклисты в сфере" - это самый сложный и сильный номер. 

- Из каких стран будут еще артисты в программе?

Н.К.: - Колумбия, Китай, Венесуэла, Перу, Чили, Беларусь и Украина. Всего в программе задействовано 38 человек. 

Таких команд, как Gerling Group, всего пять во всем мире. Получается, что тысяча цирков ждет, пока какая-то группа освободится и приедет на гастроли. 

- Расскажите о "Тесла-шоу" в этой программе?

Н.К.: - Около 3 лет назад я увидел номер, где человек пропустил через себя 3000 вольт!

Мы искали необходимое оборудование, заказали спецкостюм в Америке, который везли 1,5 года. И только спустя несколько лет смогли запустить это шоу. Номер уникален тем, что живой человек извергает из себя молнии на 4-5 метров. Эквивалент силы тока около 10 000 тысяч вольт. И если кто-то решится подойти ближе в момент работы номера - в нем будет дырка! 

"Кобзов" входит в тройку лучших цирков мира

- Дорогостоящее шоу, цены на билеты очень низкие. Как вы выживаете?

Н.К.: - В крупных мировых цирках никто в одной программе не собирает столько сильных номеров - это считается накладно. Мы решили сделать программу и доказать, что цирк без животных тоже имеет место быть в Украине. Сделали все, что от нас зивисит - набрали лучшие номера. Люди в восторге.

- На улице холодает. Какая температура внутри цирка. Дети не замерзнут?

Н.К.: - Мы единственный цирк в Украине, который зимой хорошо отап­ливается. Температура внутри 21-22 градуса тепла.

- Новую программу увидят и другие города Украины?

Н.К.: - С программой "Цирк рекордов" мы уже побывали в Днепре, Полтаве, Сумах, Одессе. Сейчас ведем переговоры с Израилем и Данией о гастролях.

- Как считаете, у украинского цирка есть шанс стать на один уровень с цирками других стран? Какие у нас преимущества, недостатки?

Н.К.: - Мы входим в тройку лучших цирков мира. У нас очень сильная школа, сильная режиссура, красивые и эстетичные артисты - то, чем не может похвастаться тот же Китай. У Китая хорошие трюки, но у них нет утонченности наших артистов. 

- С какими сложностями столкнулись за время существования цирка?

- Их много. В Украине цирк был убыточным предприятием, и все кричали, что это искусство, которое должно жить на дотации государства. Цирк "Кобзов" первым опроверг это утверждение. Мы и по сей день боремся с системой. Например, в этом году мы не организовали гастроли в Харькове, потому что харьковский цирк включил свою монополию, написал письмо во все службы, мэру города, и нас не пустили в город. Причина - мы составляем конкуренцию муниципальному цирку. Такие ситуации повторяются в большинстве больших городов. А потом присоединились зоозащитники. 

А еще в Украине отменили стаж артистам цирка. В России, в Белоруссии он есть, а у нас нет. Такое ощущение, что хотят сделать так, чтобы цирка не было. А он выживает. 

Цирк "Кобзов" - это феномен постсоветского пространства. Мне было интересно выйти на мировую арену. Однажды я был в составе жюри в Монако, мы общались с князем Монако. Потом у меня была цель попасть к Папе Римскому на аудиенцию, мы с ним поговорили, и он меня благословил на проведение фестиваля "Золотой трюк Кобзова". 

Первый цирк я делал 9 месяцев. Мы его строили самостоятельно, мачты сами делали, варили. У меня было всего лишь 5 тыс. долларов, а на создание цирка требовалось 35 тыс. долларов. Я одалживал деньги у родственников, друзей, брал под проценты в банках. Но я настолько верил в то, что все получится, не было ни грамма сомнения!

Первые два месяца мы просто выживали, ведь не знали, как работать с цирком. Первые успешные гастроли прошли в Мариуполе в 2000 году, мы даже продлили выступления на неделю. Но тогда государство давило на частные цирки, не хотели пускать в города. Прошло 17 лет, а проблемы те же. 

Для самого сложного номера "Мотоциклисты в сфере" из Колумбии привезли 14 тонн реквизита. Фото: УНИАН

Из тракториста в артиста цирка

- Николай, 25 октября вам исполнилось 44 года. Как отметили день рождения?

- Я люблю в этот день уезжать куда-то. В этом году ездил в Дубай. Там как раз началось шоу Франко Драгоне. Хочу его увидеть.

- Вы мечтали связать свою жизнь с цирком? 

- Мечтал! Моя семья не цирковая, я первый артист цирка. В 9 лет пришел в цирковую студию.

Я вырос в селе, дома было шесть свиней, корова, четыре гектара земли. С сестрой Таней нам приходилось вставать в 6 утра, чтобы работать по хозяйству. Я случайно узнал о цирковой студии и сам захотел туда пойти учиться. А папа с мамой говорили: "Сиди дома". Но все же я настоял на своем и пошел заниматься. Я был активным мальчиком, параллельно занимался футболом, карате, ходил в танцевальный и театральный кружок. После хотел поступать в цирковое училище, но там мне сказали, что руки у меня не правильно стоят. В общем не взяли. Я вернулся домой и пошел учиться на тракториста.

Но буквально через месяц к нам приехал цирковой коллектив, который работал в домах культуры. Они увидели мой цирковой номер и предложили работать с ними. Думал, что они шутят, а им нужны были артисты. Так я и попал в цирк.

В 18 лет открыл организаторский дар. Тогда начал понимать, что могу больше сделать для цирка как организатор, а не как артист. Я начал заниматься организацией гастролей и в 23 года стал директором коллектива. В 25 лет у меня был свой цирк, а в 27 - 15 цирков. Изначально, когда мою работу называли бизнесом, очень нервничал. Говорил, что занимаюсь искусством. 

Новости по теме: Цирк Киев