Загрузить еще

Бас-гитарист Игорь Закус: "Для меня "Виа Гра" закончилась, потому что в проекте изменилась концепция"

Бас-гитарист Игорь Закус:
Фото: На онлайн в КП Игорь Закус пришел с молодой певицей Иванкой Червинской, участницей крайнего шоу "Голос страны". Фото: Оскар Янсонс и пресс-служба НД "Украина"

"Музыканты пьют, курят, и не только сигареты"

- Игорь, наши читатели активно интересуются, сколько часов в день нужно заниматься, чтобы быть хорошим бас-гитаристом. И, вообще, какими качествами должен обладать бас-гитарист, чтобы выжить в этом мире?

- Нужно быть твердым духом и одержимым своим инструментом, своей профессией. Это индивидуально, кому-то хватает заниматься два часа, а кому-то до определенного результата нужно 5-7. Но, кроме того, что нужно заниматься, я думаю, что нужно понимать то, что ты делаешь и что ты хочешь. Умение анализировать музыку, учится некоторым вещам слушая музыку. Можно приобрести навыки игры на инструменте, но не быть при этом музыкантом. Или наоборот – иметь скромный арсенал владения инструментом, но быть глубоким в музыке, иметь интересные идеи. Музыка - это язык который понимают все, кому это дано конечно. Языком музыки мы, музыканты, выражаем свои эмоции, переживания.

- А как молодому музыканту заявить о себе?

-  Думаю, если ты одержимый музыкой, ты занимаешься правильно и у тебя есть интересные идеи, то в любом случае ты, как музыкант о себе заявишь. А если ты пустой в середине, то в каких бы конкурсах ты не участвовал, оно в результате ничего не даст.

-  А конкурсы действительно что-то дают?

- Конечно. Это все определенные ступеньки. Ты едешь на конкурс, ты получаешь какую-то информацию, ты общаешься с другими музыкантами, ты учишься. Так же и с фестивалями, ты все время чему-то у кого-то учишься.

- Можете объяснить, чем музыканты-джазмены отличаются от всех прочих? Например, не пьют, не курят, не матерятся, слушают только хорошую музыку, не играют попсу?

- Музыканты пьют, курят, и не только сигареты. Музыканты очень разные бывают. Я, например, не курю и никогда не курил, но это не значит, что я какой-то особенный, просто это не мое. Каждый музыкант – человек, а они все индивидуальности. Единственное, что, наверное, отличает джазовых музыкантов от классических, от поп-музыкантов, они обязаны быть немного глубже и владеть, возможно, большим количеством знаний и навыков, чтобы играть джазовую музыку. Ведь что такое джазовая музыка - это импровизация. Это большое искусство. Не даром есть такая практика, и у меня лично, и, в принципе у джазовых музыкантов, их чаще приглашают в разные проекты, в те же попсовые. Я 10 лет работал с Оксаной Билозир, 7 лет - с Таисией Повали, 7 лет в ВиаГре.  Джазовым музыкантам легче получить престижную работу, у нас навыков игры разной музыки больше чем у музыкантов других жанров.

 

"Ну кому не интересно эротическое трио?"

-  Семь лет с группой "Виа Гра"? Вам интересно было? Эротическое трио…

- Вы сами ответили на вопрос, - эротическое трио, - а кому не интересно эротическое трио? Это первый момент. Второй момент – были хорошие заработки. А третий момент, не менее важный, хорошая музыка, потому что Костя Меладзе все-таки прекрасный композитор, музыка у него действительно красивая. Четвертый момент – со мной рядом работали лучше джазовые музыканты в моем понимании, с которыми я на сегодняшний день играл и играю, поэтому мне было очень комфортно в этой ситуации.

- А отдельно с Верой Брежневой работали?

- Нет, Вера ушла в сольное плаванье, когда у меня уже был свой проект. Но мы дружим и в моем проекте "Джаз Коло" Брежнева, как певица, принимала участие два раза.

- А сейчас с Меладзе сотрудничаете?

- Нет. Для меня "Виа Гра" закончилась. Просто в этом проекте изменилась концепция. Во-первых, Косте уже был не нужен такой бэнд играющий, а, во-вторых, мне уже это было не интересно, у меня появились другие планы, свои собственные проекты.  У нас с Меладзе остались совершенно нормальные отношения, мы поработали, затем сотрудничество наше закончилось.

 

"Люди сами должны дозреть до того, чтобы перестать слушать маршруточный шансон"

- Сегодня в Украине есть качественная поп-музыка?

- Она формируется также как любая другая музыка. Я не думаю, что сейчас можно говорить об украинской музыке на мировом уровне в любом жанре. И это не потому что мы какие-то недоразвитые, это связано со статусом самой страны, с ее экономическим состоянием. Это взаимный процесс, который влияет на развитие культуры, поэтому мы если о своей культуре не заботились сколько столетий подряд, то откуда она возьмется на высоком уровне? Вон поляки знают свое народное творчество, их музыканты гастролируют по всему миру и даже когда живут в Америке и в Австралии, то остаются поляками, и представляют Польшу – это нормально. А когда мы за забором жили столько лет, а тут вроде открыли нам ворота, но ничего не изменилось.

Все потому что мы не чувствуем своей самобытности. Я скажу по своему профилю, те же самые джазовые музыканты на сегодняшний день далеко не все готовы обратить внимание на свои корни, свое народное творчество, а в нем очень много заложено и даже если мы сейчас будем говорить об украинском джазе, то я вам задам вопрос: а какой он - украинский джаз? А есть ли он? Его нет, и появится он тогда, когда украинские джазовые музыканты начнут активнее обращаться к своим корням и узнавать свое народное творчество. При этом не обязательно делать каверы на народные песни и использовать частушки в каждой песне, но нужно знать свою культуру и свой менталитет. Тогда украинский джазовый музыкант начинает чем-то отличаться от польского, от европейского, американского, тогда появляется своя самобытность и сформируется свое собственное лицо в джазовой музыке.

- Так должно произойти в любой музыке.

- Ну да, в той же поп-музыке. Откуда ей хорошей взяться, если нашим проектам никто стартовать не давал. Потому что Москва тут сидела кругом, все было куплено. Сейчас переходной период. Я думаю, просто должно пройти время, чтоб люди сами дозрели до того, чтобы перестать слушать маршруточный шансон и требовать чего-то другого, а за это время, молодежь подтянется, потому что сейчас молодых и талантливых много - в такие революционные времена как раз, когда тяжелее всего, мне кажется, культура развивается активнее всего. Это просто какой-то обратный процесс идет.

 

"Во всем мире лишь 3-5% людей воспринимают и слушают джаз"

- Джаз не является популярной культурой в Украине, а значит и заработки музыкантов не высоки. Вот и вы на хлеб зарабатывали с группой ВИА Гра. Как думаете, когда украинские джазмены будут достойно зарабатывать на жизнь?

- Когда Украина начнет спокойно, нормально существовать, люди начнут жить хоть в какой-то мере сыто, тогда у них появится желание расти духовно, интересоваться другой музыкой, ходить на концерты, в том числе джазовые. Джазовые музыканты не зарабатывают много во всем мире. Зарабатывают звезды, у них гонорары высокие. Когда ты очень хороший музыкант, не хуже той же звезды, которая рядом с тобой зарабатывает в 10 раз больше, это ни в коей мере тебя не принижает, просто кому-то в жизни везет больше. Кто-то больше раскручен. Джаз - не массовая музыка, никогда ею не была и не будет. Во всем мире лишь 3-5% людей воспринимают и слушают джаз. Джазовая музыка всегда несла в себе какую-то революционность, новаторство. Не даром во времена Сталина эту музыку запрещали, за саксофон садили в тюрьму и т.д.  Новаторские идеи не всем нравятся. Но, я верю, что будущее у украинского джаза есть.

- Сейчас у нас новый этап свободы, вы чувствуете, что вам стало легче работать?

- Работать не стало легче, но я чувствую, что люди проснулись и начинают задумываться. Массово никто не начал понимать джаз и слушать его, но люди в общей своей массе, мне так кажется, перестали вестись на то, что им бросают, на всю эту московскую попсу, которая на нашем радио и телевидение сидела. Люди уже не согласны есть то говно, которое им давали. Они его уже не хотят, хотя еще не знают, чего они хотят. И мы им должны предложить альтернативу.

- Украинский ренессанс, который случился после революции, вас лично вдохновили?

- Сейчас у меня появилась прекрасная возможность делать концерты в рамках моего проекта Jazz Kolo в малом зале Дворца "Украина". Я не мог мечтать о такой площадке раньше. Просто мой старый товарищ и друг Роман Недзельский сейчас генеральный директор дворца, он музыкант, мы вместе играли, он слушает тот же самый джаз, он играющий музыкант и за такие вещи переживает.  Вот он мне и предложил проводить Jazz Kolo  во Дворце "Украина", 13 июня мы закрываем  концертный  сезон и надеюсь, встретимся осенью.

- Расскажите подробнее о проекте Jazz Kolo.

- Его сегодня уже, слава богу на пяти телевизионных украинских каналах показывают проект "Джаз Коло". И на радио сейчас началась программа "Джаз Коло". Проект существует с 2007 года с перерывами, но очень много музыки сделано.  3 года подряд на каждый проект Jazz Kolo, а он проходит каждый месяц, готовится специальная новая программа с разными музыкантами, под которую приглашаются вокалисты, инструменталисты, это все записывается, снимается и после показывается по ТВ. Можно сказать без преувеличения, что это проект, который рождает новую украинскую музыку.

Игорь Закус и бас-гитара - это всегда очень серьезно. Фото: Оскар Янсонс и пресс-служба НД "Украина" 

 

Новости по теме: Музыка